Советы учителя-дефектолога

Кто такой учитель-дефектолог

Кто такой учитель-дефектолог?


В настоящее время во многих учреждениях образования функционируют пункты коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).
Такой пункт есть и в нашем учреждении. Целью работы пункта коррекционно-педагогической помощи в учреждении образования является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, которые испытывают стойкие или временные трудности в усвоении содержания образовательной программы в возрасте от 6 до 11 лет.
Часто задают вопрос, в чём заключается работа учителя-дефектолога? Логопед ставит звуки. Психолог оказывает психологическую помощь. А дефектолог? Учитель-дефектолог работает с детьми, у которых имеются речевые нарушения, нарушения письменной речи, задержки в умственном и психическом развитии, проблемы со слухом и зрением. Он помогает им адаптироваться дома, в школе.  Основной целью деятельности дефектолога является обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушения письменной и устной речи, развития детей. В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своём развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.
Какие же функции выполняет учитель-дефектолог в нашем учреждении образования?


1. Проводит углубленное обследование особенностей речевого, познавательного и социального развития учащегося, определяет его способности к обучению, ведёт работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей.


2. Оказывает индивидуально-ориентированную коррекционнопедагогическую помощь учащихся по профилактике и исправлению или ослаблению имеющихся нарушений устной и письменной речи, активизации познавательной деятельности.


3. Повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.


4. Деятельность учителя-дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей.


5. Оказывает консультативную, информационно-методическую помощь педагогам, законным представителям учащихся.


Если вовремя начать коррекцию недостатка, можно частично или в полной мере избавиться от имеющегося речевого нарушения. И тут, конечно же, необходимо участие родителей.
Учитель-дефектолог в учреждении образования проводит фронтальные (занятия со всей группой), подгрупповые и индивидуальные занятия.


 Коррекционные занятия учителя-дефектолога направлены на:
коррекцию звукопроизношения, общего и фонетикофонематического недоразвития речи;
 коррекцию лексико-грамматической стороны речи;
 развитие связной речи;
 профилактику нарушений чтения и письма;
 развитие оптико-пространственных представлений;
 развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Вот в этом и заключается работа учителя-дефектолога.
Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в школе, а в семье. Поэтому одни занятия учителя-дефектолога с ребёнком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.
Дорогие родители, учитель-дефектолог может сделать очень много для Вашего ребёнка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.
Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка
Вашего ребёнка!

свернуть

Обследование детей для постановки диагноза заикания

Обследование детей для постановки диагноза
заикания


Для планирования лечебной работы с заикающимися и определения ее
эффективности необходимо правильное обследование заикающегося ребенка или
взрослого с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.
Диагноз — ЗАИКАНИЕ может быть выставлен только после комплексного
обследования. Первым этапом в диагностике заикания будет психологопедагогическое изучение заикающегося человека (ребенка или взрослого).
Необходимо проанализировать имеющиеся медицинские заключения и назначить те
обследования, которые будут наиболее информативными.
Не спешите исследовать мозг без показаний, этот орган обладает «полномочиями»
влиять на все функции нашего организма. При диагностике заикания назначаются
необходимые проекции врачом, чтобы они несли информацию не о состоянии
центральной нервной системы в целом, а могли обнаружить сбой в строгой
организации работы мозга.
Первой инстанцией, куда стоит обратиться — врач-психотерапевт. Врач определит
соматическое и психическое состояние заикающегося ребенка или взрослого.
Диагноз ЗАИКАНИЕ выставляет только врач, а не логопед.
Диагностика заикания у детей отличается тем, что необходимую информацию
нужно получить и от родителей. Поэтому, запланировав визит к психотерапевту по
поводу заикания, подготовьте ответы на следующие вопросы (это поможет заметно
ускорить диагностику и не потерять драгоценное время):
 - возраст, в котором появилось заикание (желательно с точностью до месяца)
 - предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без
видимой причины и пр.)
 - какие речевые нарушения предшествовали появлению заикания (задержка развития речи,
быстрый темп речи и пр.)
 - в каких условиях облегчается — ухудшается речь
 - изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания
 - отношение ребенка к своему речевому дефекту
 - подробно синхронизировать все меры, которые предпринимались для устранения заикания и
что привело к видимым улучшениям (лечение у врача, посещение логопеда, пребывание в
специальных учреждениях системы здравоохранения и пр.)
Итак, как определить заикание у ребенка? Помните: грамотно поставить диагноз
ЗАИКАНИЕ может только врач! Наличие запинаний в речи — повод своевременно
обратиться к врачу-психотерапевту, а не самому делать заключение и заниматься
самолечением!

свернуть

Коррекционная программа при заикании у детей

Коррекционная программа при заикании у детей


К лечению заикания подходят комплексно. Оно зависит от типа нарушения —
неврозоподобное оно или логоневроз. Поэтому логопед подбирает комплекс
индивидуально для каждого маленького пациента. В любом случае в программу
включают разносторонние упражнения от заикания — на постановку
правильного дыхания, работу с голосом, развитие мелкой моторики, укрепление
мышц речевого аппарата.
Комплекс для формирования правильного дыхания
Цель занятий с ребенком при заикании — сформировать диафрагмальный
выдох. Каждое упражнение делаем 2 – 3 минуты.
Дышим животиком. Малыш ложится на спину и кладет руку на верхнюю
часть живота. Начинает дышать животом. Дышать нужно спокойно. Чтобы
было понятнее, можно положить малышу на животик игрушку.
Задуваем свечу. Малыш держит полоску бумаги возле губ (на расстоянии 10
см). Потом тихонько дует на нее, чтобы бумажка немного отклонилась в
сторону. Стараться дуть как можно дольше.
Изображаем шину. Ребенок разводит руки перед собой в виде круга. Делает
выдох и одновременно медленно говорит «ш-ш-ш и скрещивает руки,
обхватывая ими себя за плечи.
Сдуваем воздушный шар. Упражнение аналогично предыдущему, но вместо
звука «ш-ш-ш» малыш говорит «ф-ф-ф».
Качаем шину. Маленький пациент сжимает перед собой руки в кулачки и
медленно наклоняется вперед, одновременно произнося звук «с-с-с» на выдохе.
Муха жужжит. Ребенок разводит руки в стороны и отводит назад — имитирует
крылья мухи. Затем на выдохе говорит «ж-ж-ж» и опускает руки вниз.
Ворона каркает. Малыш поднимает руки вверх через стороны. Затем
одновременно медленно опускает их, приседает и говорит «К-а-а-а-а-а-а-р». Чем
медленнее он опустился и дольше «каркал», тем лучше.
Гуси-гуси. Малыш ставит руки на пояс, медленно наклоняется вперед, но
голову вниз не опускает. Затем говорит «Га-а-а». Чем протяжнее получится, тем
лучше. Вдох на каждом упражнении произвольный при возвращении в
исходное положение.
Комплекс упражнений с ребенком для отработки голоса
Малыш принимает исходное положение речевого аппарата — как для
произношения звука «а», но при закрытом рте (сомкнутых губах). Зубы
разомкнуты, язык распластан и упирается кончиком в нижние резцы.
Важные моменты: гортань опускаем, глотку раскрываем, как при зевке, небную
занавеску и маленький язычок поднимаем. Шея, руки, голова и все тело
расслаблены.
Упражнение первое — мычание. Малыш вдыхает через нос и на выдохе
произносит звук «м» и посылает струю воздуха так, чтобы звучание
срезонировало на верхних передних зубах. Важно: звук легкий и
непродолжительный, губы и верхняя челюсть вибрируют, если приложить к
ним руку. Это значит, что звук попал в кости лица — маску — и отражается в
ней.
Упражнение второе — добавляем гласные. Исходное положение то же, но
теперь ребенок говорит звук «ма». То есть сначала произносит «м», а затем
добавляет «а» — губы размыкаются, нижняя челюсть опускается. Но нужно
следить, чтобы голос не стал гнусавым. Произнести звук «ма» в разной
тональности.
Упражнение третье —- тренируем речевую интонацию. Исходное положение то
же. Теперь нужно добавить к звуку «м» гласные — «а», «о», «у». Должно
получиться «м-а-о-у». Потом то же самое повторить со звуками «и», «э», «ы» —
«м-и-э-ы». Избегайте напряжения, четко артикулируйте все звуки. Гласные не
должны быть протяженными и максимально похожи на разговорную мелодию.
Упражнение четвертое — выполняем речевую и распевную интонацию. Малыш
вдыхает носом, произносит звук «м» и сочетает его с тремя любыми гласными
(например, «ма» — «мо» — «му»). Затем снова вдыхает. Далее на одном выдохе
говорит, например, «ми» — «мэ» — «мы».
Важно: не ускоряться, посылать звук в маску, сначала произнести все звуки на
одной высоте, затем повторить на разных.
Упражнение пятое — произносим согласные «ж», «з» и «нь». По тембру «ж»
тяготеет к грудному звучанию, «з» — смешанному, «нь» — лицевому, или
верхнему. В процессе произношения звуки должны вибрировать в
соответствующих резонаторных зонах.
Упражнение шестое — гудим, как теплоход. Малыш говорит звук «у» в разных
вариациях, имитируя маленький, средний и большой теплоход. То есть должен
задействовать три высоты своего голоса. Последовательность не важна.
Упражнение седьмое — играем в мяч. Ребенок представляет себе мяч любого
размера, «берет» его в руки и ударяет об пол. При этом считает каждый удар до
10-ти. Потом опять считает, но на этот раз подбрасывает мячик вверх. Счет
ведется на выдохе. Когда «мяч» ударяется о пол, голос малыша будет ниже,
когда взлетает вверх — выше. Важно: не нужно тянуть вверх шею, напрягаться
во время счета.
Упражнение восьмое — зовем собачку. Малыш представляет, что у него есть
собака, и она убежала. Ее нужно позвать с разного расстояния — издалека,
ближе и совсем рядом. Пусть малыш придумает кличку собачке и начинает
звать. Сначала он 10 раз зовет ее по кличке «издалека», затем делает паузу и
повторяет, но уже «ближе», затем снова делает паузу и опять зовет собаку 10
раз, когда она уже «рядом». Чем «ближе» собака подходит, тем медленнее
нужно говорить ее кличку.
Упражнение девятое — зовем собаку на одном дыхании. Упражнение
аналогично предыдущему, но собаку нужно звать по кличке без остановки, на
одном дыхании. Начинаем с высокого голоса, переходя на более низкий.
Упражнение десятое — считаем до десяти. На одном дыхании малыш считает
до 10-ти в трех диапазонах своего голоса. После каждой десятки делаем паузу и
продолжаем счет в другой тональности.
Комплекс для тренировки мышц при заикании
Предлагаем занятия с ребенком для тренировки артикуляционных и
мимических мышц. Они заключаются в напряжении и расслаблении разных
групп мышц. Сначала малыш напрягает их и удерживает положение в течение
5-ти — 10-ти секунд, после чего расслабляет. Итак, ребенок:
1. Откидывает назад голову, напрягает шею, затем расслабляет шею и
голову и опускает ее вниз;
2. Морщит лоб, поднимает брови;
3. Сильно хмурится, напрягая мышцы между глазами;
4. Сильно зажмуривается;
5. Сжимает с силой зубы;
6. Широко улыбается, обнажив зубы и напрягая щечки;
7. Вытягивает трубочкой губы;
8. Прижимает язычок к передним зубам;
9. Оттягивает назад язык так, чтобы в нем, дне ротовой полости и шее
появилось напряжение;
10.Трижды зевает — слегка, глубоко и очень глубоко. На последнем зевке
закрывает глаза и растягивает мышцы глотки и рта.
В этом комплексе важно сосредотачивать внимание на ощущениях в
напряженных мышцах, выполнять все упражнения от заикания в строгой
последовательности и хорошо расслаблять мышцы в конце каждого
упражнения. Выполнять задания спокойно, не торопясь, но вместе с тем
ритмично, в процессе не забывать дышать.
Как помочь малышу: рекомендации родителям
Вот несколько советов мамам и папам при заикании у детей.
Развивайте мелкую моторику. На пальцах находится много нервных окончаний.
Их стимуляция способствует развитию речи. Поэтому чем больше малыш
задействует ручки, тем лучше. Рисование, лепка, разрисовка, перебирание
мелких предметов под присмотром родителей (фасоли, пуговиц), строительство
башен из кубиков, игра в пазлы и мозаику — все это очень интересно и полезно
для деток.
Пойте и читайте стихи. Разучивайте стишки и песенки, устраивайте домашние
концерты. Это не только поможет избавиться от заикания, но и придаст малышу
артистичности и уверенности.
Играйте в ролевые игры. Очень хорошо, если ваша дочка или сын разговаривает
с игрушками. Если нет, покажите ему. Устройте чаепитие кукол с
увлекательной беседой, поиграйте «в гости», организуйте домашний кукольный
театр. Это тренирует речь, придаст малышу смелости, а в интересной и
привычной атмосфере заикание будет не столь выражено.
Делайте дыхательную гимнастику. Без правильного дыхания плавная речь
невозможна. Есть разные варианты гимнастики, например пускание мыльных
пузырей — забавный и столь любимый всеми малышами, а главное —
эффективный способ коррекции заикания у детей.
Отдайте малыша на спорт. Идеальными не только для физического, но и для
речевого и психоэмоционального развития малышей являются плавание,
теннис, велоспорт. Если вашему чаду пока рано в секцию, научите его кататься
на велосипеде. В этих видах спорта поддерживается ритмичное дыхание,
активно работают все части тела — именно это и способствует улучшению
качества речи и устранению заикания.
И наконец, еще один важный момент в борьбе с заиканием — будьте в
эмоциональном и телесном контакте со своим чадом! Любите, хвалите,
обнимайте и целуйте чаще — это так важно для его развития, в том числе и
речи.

свернуть

Если ваш ребёнок левша

Если Ваш ребёнок левша


Большая часть человечества - праворукие, и только 5-12% из всех
являются леворукими. Пока еще нет четкого и однозначного ответа на
вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются
праворукие и леворукие люди.
Однако, несомненно, леворукость нельзя считать причиной
нарушений или отклонений в развитии, сниженных интеллектуальных
и физических возможностей. Преимущественное владение рукой
зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой
организации деятельности мозга, определяющей «ведущую руку», но
и некоторые особенности организации высших психических функций.
Многочисленные исследования особенностей и отличий
левшей и правшей, к сожалению, не дают ясного и четкого
представления о том, чем отличаются левша и правша по организации
высших психических функций. Нет однозначных данных, кто
способнее, у кого выше интеллект, для кого характерно творческое
мышление, кто более конкретный, а кто абстрактный, кто
эмоциональнее и музыкальнее. Как показывает опыт, левши, как и
правши, могут быть самыми разными. Есть гениальные левши и
гениальные правши. Это еще раз подтверждает, что леворукостьиндивидуальный вариант нормы.
Насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном
возрасте, и особенно в процессе обучения, может быть причиной не
только школьных трудностей, но и нарушений психического здоровья
ребенка. При переучивании леворукого ребенка угнетаются функции
правого полушария, что может привести к нарушению не только
речевых функций, но и зрительно-пространственных способностей.
При этом страдают зрительно-двигательная координация, умение
анализировать пространственные соотношения объектов, ослабляются
внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности.
Такой ребенок чувствует неловкость, неуверенность в своих силах,
тревожность, беспокойство. Ему непонятно, отчего он испытывает
страх, обиду. Ребенок остро переживает неудачи, когда он старается и
ждет поддержки, а в ответ – нетерпение и недовольство.
Адаптация леворуких детей к школе проходит сложнее,
длительнее. Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы
при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его
правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.
Для правильной позы при письме необходимо:
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не касаться грудью стола;
- ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти
должны выступать за край.
Работа с тетрадью
Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть
сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот
вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и
свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере
заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука
поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху.
Свет при письме падает справа.
Особое внимание следует уделить тому, как правильно
держать ручку:
1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца.
Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с
правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не
сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься,
и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут
находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого
пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого
внутрь мизинца.
2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно
быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо
для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при
этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением.
Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.
Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться,
нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых
штрихов, все делать медленно, спокойно.
Советы родителям леворуких детей:
- никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны
показывать ребенку негативное отношение к леворукости;
- следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы,
поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не
связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого
другого ребенка;
- не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать
правой рукой, тем более, настаивать на этом - переучивание может
привести к серьезным нарушениям здоровья;
- леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не
потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и
неповторим;
- успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и
умения вовремя помочь со стороны близких.

свернуть

Рекомендации родителям по работе со своими детьми

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ


1. Регулярно работайте со своими детьми, не исключая выходные и
каникулярные дни
2. Пополняйте словарь ребёнка новыми словами, объясняя их значение и
помогая правильно использовать их в речи. Для этого, читая вместе книги,
просматривая телепередачи, наблюдая за жизнью города, природы, полно и
точно отвечайте на детские вопросы, а если ребёнок молчит, сами задавайте
ему вопросы и объясняйте сложные слова
3. Не переутомляйте ваших детей. Умственная нагрузка должна сочетаться с
физической. Задания вашим детям нужно давать не все целиком, а
небольшими порциями; инструкции должны быть подробными, уточняющими
и направляющими
4. Общайтесь с детьми в доброжелательной обстановке, подбадривайте и
поддерживайте их
5. Развивайте воображение детей, учите фантазировать, создавать из частей
предмета новый предмет, придумывать новые названия привычным
предметам
6. Обращайте внимание на развитие мыслительных операций: дети должны
точно анализировать увиденное и услышанное, создавать из частей целое,
должны уметь сравнивать предметы и понятия, находить общее, различное,
выделять главное
7. По мере необходимости обращайтесь за консультацией к врачамспециалистам, психологу, дефектологу. Поддерживайте тесную связь с
классным руководителем
5 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ
1. Не рассматривайте школьные трудности как личную трагедию, не
отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показывать своего огорчения и
недовольства; помните: ваша главная задача – помочь ребёнку, поэтому
принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче
2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная
совместная работа с ребёнком
3. Ваша главная помощь – поддерживать его уверенность в своих силах,
постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачу
4. Работайте только на “положительном подкреплении”. При неудачах
подбодрите, поддержите, а любой, даже маленький, успех подчеркните
5. Детям со школьными трудностями необходим размеренный и чёткий режим
дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит
соблюдать режим дня им совсем непросто. Если ребёнок с трудом встаёт, не
дёргайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз – лучше поставьте
будильник на полчаса раньше. Очень важен полный отдых в воскресенье и
особенно в течение каникул.
Методика неоконченных предложений
МОЙ РЕБЁНОК
1. Когда он родился, то …
2. Самым интересным в первые годы жизни было …
3. О здоровье его я могу сказать следующее: …
4. Когда встал вопрос о подготовке к школе, мы …
5. Отношение его к школе было …
6. В первые годы он учился в основном …
7. Ему нравились больше такие предметы, как …
8. Отношения с первой учительницей …
9. Общаясь с одноклассниками, …
10. Трудности в обучении связаны с …
11. Я бы хотела, чтобы педагоги обратили внимание на …

свернуть

Пальчиковые игры для развития речи ребёнка

Пальчиковые игры для развития речи ребёнка


В чем заключается влияние пальцев на развитие речи?
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому
развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они
становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного,
теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального
развития.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития
мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие
речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают
хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем
облегчает приобретение навыков письма.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика
рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким
уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной
пальцевой гимнастики.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться
родителями в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.
Пассивная пальчиковая гимнастика
Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений.
Можно сказать ребёнку, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать
следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные
движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья.
Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз.
Активная пальчиковая гимнастика
1. «Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони.
2. «Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
3. «Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной,
потом другой рукой и обеими руками вместе.
4. «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому
пальцу
5. Похлопывания кистями рук по столу поочередно и одновременно.
6. Имитация игры на пианино.
7. «Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев.
8. «Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами.
9. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.

свернуть

Советы родителям первоклассников

Советы родителям первоклассников


Есть большое количество советов родителям первоклассников. Сейчас мы не будем касаться
непосредственно учебной деятельности. Поговорим о том, как создать в семье именно такую
обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять
достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего
прошлого.
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче
переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое
отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей.
Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для
всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и
уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из
школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Как
правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама».
Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес,
имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом
зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту
скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место
ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется
на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная
собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста
неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и
быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей
предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут
ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но
отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка
блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?»
уверенно ответила: «Нет!».
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских
отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут
растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти
трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в
этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому
пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым,
если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте
ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации.
Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре
последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться
с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры.
Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по
ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры
обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он
ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините»,
«Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями
этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и
команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые
просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать
во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя
в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к
своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли
куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий
раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где
находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может
делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно
раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие
пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание
бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны.
Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию
несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный
выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню
семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и
подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов
семьи на выходные дни - еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами
семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок
помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и
массы.
Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного
слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла,
батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие
тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе
понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на
свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте
внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его
любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего
леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...
Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за
ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события
повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения. Определите общие
интересы. Это могут быть как познавательные интересы/ любимые мультики, сказки, игры/,
так и жизненные / обсуждение семейных и др. проблем/
13.Начинайте» забывать» о том, что Ваш ребёнок маленький. Давайте ему посильную
работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже
большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду / вымыть пол, вытереть пыль, полить
цветы и т.д./»Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте
его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете, /например, дайте ему деньги на
хлеб и мороженое, комментируя сумму на тот и другой продукт/. Ставьте в известность об
отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.
14.Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних. Уважайте
чувства ребёнка. На жалобы учителя или воспитателя отвечайте: « Спасибо, мы дома
обязательно поговорим на эту тему».
15.Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные
ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением,
только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
16.Постоянно говорите с ребёнком. Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в театре,
цирке, кино – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно,
задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал , что Вам это действительно интересно.
Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательный интерес
никогда не иссякнет. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребёнка.
Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.
17.Чаще хвалите ребёнка. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится
обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень
притязаний. И сами верьте, что Ваш ребёнок может всё. Нужно только чуть-чуть ему помочь.
Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями,
как покупка новой игрушки или сладостей. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребёнком на
запретах. Их должно быть не более 30%, если брать 100% систему измерения отношений.
Согласитесь, что запреты не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших
требований, если возможно, предложите альтернативу.

свернуть

Рекомендации родителям детей с дисграфией

Рекомендации родителям детей с дисграфией


1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то
разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не
только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а
также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше
унижайте.
Несколько слов о почерке
Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у
дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий,
бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий,
"уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она
придет сама. Как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге
должен прийти и над чем работать ребенок.
Как научить
Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двухтрех недель на это хватает) в тетради в клеточку переписывается каждый
день абзац текста из любого художественного произведения или упражнения
из учебника небольшого размера. Текст, что очень важно, переписывается по
клеточкам, по одной букве в клеточку, буква должна занимать клетку
целиком.
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При
неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки",
результатов может не быть. Объем текста, должен быть небольшим, для
ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как
следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего
отвращения, усталости, даже недовольства собой! В выборе канцелярских
принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.
Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме.
Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или
карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками. Но еще лучше, если
ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее
стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков
(чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего,
запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым
маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться
писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно
поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует
правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом,
правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и
измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.
Несколько упражнений, которые помогут в преодолении дисграфии
данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со
стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут учителю-дефектологу
в работе над дефектом.
1) Упражнение "Корректурная правка"
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не
мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут
работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные
буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше
согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по
одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна
зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы
должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как
показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т",
"п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае
ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре
любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление,
спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без
объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна
скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении
заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.
2) Упражнение "Пишем вслух"
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется,
проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется,
с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом
деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй
ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на
стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при
произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для
гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например,
позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа
"ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для
дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине
вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова
неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом
просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их
качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить,
выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть
она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности
проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
3) "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только)
Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми,
и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь,
"фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания
вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет
звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", вопервых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две
части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая
"...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".
4) "Пропущенные буквы"
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой,
где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает
внимание и уверенность навыка письма.
Например:
К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик
__к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__
ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а
д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть
ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в
ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м
об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг.
Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__
__маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую
ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й,
иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в
рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х
вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до
__ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и
ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-
д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с
__с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт,
вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__
е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__
к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и
н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е
ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и
__ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__
в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__
__в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__
__з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.
5) Лабиринты
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и
предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок
изменял положение руки, а не листа бумаги.
Найти разнообразные лабиринты можно здесь или здесь
Диктанты надо писать по-особому.
1.Чрезвычайно медленно
На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации
дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа
времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.
2. Текст прочитывается целиком
Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш
подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «не для него»,
так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия
«безударные гласные» и «причастный/деепричастный оборот».
Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать
количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте,
подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите
проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки
зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и
трех-четырехкратного прочтения).
3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием
вслух всех особенностей произношения и знаков препинания
Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память.
Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется
исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных
упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на
учащихся, имеющих навык грамотного письма.

свернуть

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания


 В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной
модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил,
подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в
собственных силах.
 Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
 Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
 Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок
времени, чтобы он мог его завершить.
 Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную
стимуляцию.
 Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие
концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение).
 Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи,
выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому
распорядку.
 Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных
магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно
стимулирующее воздействие.
 Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте
беспокойных, шумных приятелей.
 Оберегайте ребенка от утомления, поскольку он приводит к снижению
самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
 Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.
Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе:
длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
 Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с
синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая
неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с
помощью перечисленных мер.

свернуть

Проведение артикуляционной гимнастики

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики


Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные
язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц.
Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует
специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при
постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем, какие
звуки нарушены у ребёнка.
Как делать гимнастику?
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у ребёнка навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в
день по 3-5 минут. Не следует предлагать ребёнку больше 2-3 упражнений за
раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,
второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок
выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить
новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его
закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у
ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в
спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок
может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но
тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Как организовать работу?
Работа организуется следующим образом.
 Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя
игровые приемы.
 Показывает его выполнение.
 Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
 Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен
следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность
движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от
одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения
каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению
к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная
гимнастика не достигает своей цели.
 Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается
напряженность движений органов артикуляционного аппарата.
Постепенно напряжение исчезает, движения становятся
непринужденными и вместе с тем координированными.
 В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании
положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить
ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу
выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения
(«Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего,
твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
 Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца)
не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений
органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно
выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем
вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать
специалисту - учителю-дефектологу.
Регулярное выполнение гимнастики поможет:
 улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
 улучшить подвижность артикуляционных органов;
 укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
 научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
 увеличить амплитуду движений;
 уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
 подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному
произношению звуков.

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Окошко
• широко открыть рот
-«жарко»
• закрыть рот
-«холодно»
Чистим зубки
• улыбнуться, открыть рот
• кончиком языка с
внутренней стороны
«почистить» поочередно
нижние и верхние зубы
Месим тесто
• улыбнуться
• пошлепать языком между
губами - «пя-пя-пя-пя-пя»
• покусать кончик языка
зубками (чередовать эти
два движения)
Чашечка
• улыбнуться
• широко открыть рот
• высунуть широкий язык и
придать ему форму
«чашечки» (т. е. слегка
приподнять кончик языка)
Дудочка
• с напряжением вытянуть
вперед губы (зубы
сомкнуты)
Заборчик
• улыбнуться, с
напряжением обнажив
сомкнутые зубы
Маляр
• губы в улыбке
• приоткрыть рот
• кончиком языка погладить
(«покрасить») нёбо
Грибочек
• улыбнуться
• поцокать языком, будто
едешь на лошадке
• присосать широкий язык к
нёбу
Киска
• губы в улыбке, рот
открыт
• кончик языка упирается в
пиление зубы
• выгнуть язык горкой,
упираясь кончиком языка в
нижние зубы
Поймаем мышку
• губы в улыбке
• приоткрыть рот
• произнести «а-а» и
прикусить широкий
кончик языка (поймали
мышку за хвостик)
Лошадка
• вытянуть губы
• приоткрыть рот
• поцокать «узким»
языком (как цокают
копытами лошадки)
Пароход гудит
• губы в улыбке
• открыть рот
• с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы...»
Слоник пьёт
• вытянув вперёд губы
трубочкой, образовать
«хобот слоника»
• «набирать водичку»,
слегка при этом
причмокивая
Индюки болтают
• языком быстро двигать по
верхней губе - «бл-бл-бл-бл...»
Орешки
• рот закрыт
• кончик языка с напряжением
поочередно упирается в щёки
• на щеках образуются
твердые шарики -«орешки»
Качели
• улыбнуться
• открыть рот
•кончик языка за верхние зубы
•кончик языка за пиление зубы
Часики
• улыбнуться, открыть рот
• кончик языка (как часовую
стрелку) переводить из
одного уголка рта в другой
Блинчик
• улыбнуться
• приоткрыть рот
• положить широкий язык на
нижнюю губу
Вкусное варенье
• улыбнуться
• открыть рот
• широким языком в форме
«чашечки» облизать верхнюю
губу
Шарик
• надуть щеки
• сдуть щеки
Гармошка
• улыбнуться
• сделать «грибочек»
(т. е. присосать широкий
язык к нёбу)
• не отрывая языка,
открывать и закрывать
рот (зубы не смыкать)
Барабанщик
• улыбнуться
• открыть рот
• кончик языка за верхними
зубами: «дэ-дэ-дэ...»
Парашютик
• на кончик носа положить
ватку
• широким языком в форме
«чашечки», прижатым к
верхней губе, сдуть ватку с
носа вверх
Загнать мяч в ворота
• «вытолкнуть» широкий язык
между губами (словно
загоняешь мяч в ворота)
• дуть с зажатым между
губами языком (щеки не
надувать)

свернуть

Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения)

Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата
(логопедические упражнения)
Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка,
челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы
хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил,
следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца
пролечивайте заболевания.
Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его
положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и
образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.),
зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.
Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия
для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения
голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Следующим важным моментом в развитии речи является развитый
фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от
других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова:
мал - мял, рак - лак.
Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и
благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание
играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха.
Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове,
обращая внимание малыша на правильное произношение.
1. "Рожицы".
Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки,
показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т.
д.
2. Щелканье языком с широко открытым ртом. Цоканье языком, губы
растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты
в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается
несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза
свистнуть.
3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке. Плевание
крупой. Перекатывание орехов во рту.
4. Гимнастика для языка:
движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание
языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.
5. Повтори.
Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции,
развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению
звуков.
Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми
сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми,
которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки
достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно
произнести все звуки.
Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или
скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно
попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.
Скороговорки для занятий:
Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.
Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Шел Егор через двор
С топором чинить забор.
Как у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются,
Две Дашки у кашки
Питаются,
Две Ульки в люльке,
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.
Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Вот телеграмма от гиппопотама.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
По вторникам над мостовой
Летал воздушный шар пустой.
У храпуна - хоромы дома.
Храпит храпун в своих хоромах.
В океане плыл диван.
А на нем лежал Иван.
Так приятно в океане
Плавать,
Лежа на диване.
Вероника, Вероника,
Вареников навари-ка.
Варе и Валерику - по паре вареников.
А Толе и Боре
И того поболе!
Дорог Алику рогалик,
Алле дал рогалик Алик,
Галя Алика ругала -
А рогалик ела Алла.
Дали Маше сыворотку из-под простокваши.
Сшит колпак, связан колпак,
Да не по-колпаковски.
6. Жираф и мышонок.
Цель: формирование речевого дыхания и правильного
звукопроизношения.
Ход игры:
Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки
вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой...").
Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с
произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").
Потом ребенок идет и одновременно произносит:
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка - маленький.
(Повторить 6-8 раз.)
7. Игра "Лиса-Патрикеевна".
Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и околоротовой мускулатуры в покое.
Материал: доска ("мостик") или широкая лента, маленькие сушки или
печенье.
Ход игры:
"Мостик"-доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот,
высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя
мостик, ребенок съедает печенье
8. Игра "Веселый попугайчик".
Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства
ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры:
Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или
отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: "Ты - веселый
попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты
повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь
внимателен".
Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде
ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:
а) одинаковые - ра-ра-ра;
б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра
- ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-папа-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и
движений.
9. Игра "Водичка".
Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе,
протяжно), формирование правильного произношения звука С.
Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.
Ход игры:
Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то,
как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с
изображением умывающихся детей и читает потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение
игры предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную
песенку", т.е. произносит звук С протяжно.
10. Игра "Капитаны".
Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха,
чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения
длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно
произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.
Материал: таз с водой и бумажные кораблики.
Ход игры:
На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик.
Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.
Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города
в другой, обозначив города значками на краях таза.
Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался,
нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая
щеки. Кораблик при ровном "ветре" двигается плавно и уверенно плывет
к цели.
"Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует
неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к
определенному месту.
Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не
надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не
надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе
поют
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони до
Волги-реки!
11. Игра "Отбойный молоток".
Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов,
мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при
глотании.
Ход игры:
Ведущий говорит: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими
работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы
попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго
произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.
Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.
12. Игра "Часики".
Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов,
мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при
глотании.
Ход игры:
Ведущий говорит: "У часов есть стрелки, которые все время ходят по
кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная -
побыстрее, а секундная - бежит очень быстро.
Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов.
Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам
верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и
наоборот".
Дети делают упражнения по команде: "Как часовая стрелка - медленнее;
как минутная - быстрее; как секундная - еще быстрее".
Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а
нижняя челюсть оставалась неподвижной.

свернуть