Жлобич Мария Александровна

РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Оказание  помощи  учащимся  с ОПФР  осуществляет:

Жлобич Мария Александровна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА  в нашем  учреждении  направлена на исправление дефектов речи;компенсацию и коррекцию имеющихся недостатков в развитии детей  со сниженной  познавательной  активностью, нарушениями эмоционально-волевой сферы  и  недостаточной  сформированностью  основных психических процессов, таких как:  восприятие, внимание, память, мышление.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:     

  • диагностическое
  • коррекционно-развивающее;
  • консультативное;
  • социально-педагогическое;
  • методическое;
  •  информационно-аналитическое.

 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Работа проводится в форме коррекционных занятий.                                                    

Консультации  проводятся как для специалистов  школы, так и для родителей.

Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в школе, а в семье. Поэтому одни занятия учителя-дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.

График работы

График работы

учителя-дефектолога Жлобич М.А.

на I-ое полугодие 2023/2024 учебного года

Дни недели

Время работы

Перерыв для отдыха  питания

Пн.

8.00 - 16.00

9.10-10.00; 11.40-12.10

Вт.

8.00 - 16.00

9.20-10.00; 11.40-.12.00

Ср.

9.30-17.00

11.40-12.10

Чт.

9.30-17.00

12.45-13.25

Пт.

8.30-15.00

9.20-9.50; 13.00-14.00

 

График проведения консультаций: каждый первый понедельник месяца

 с 16.00-17.00

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

1.​ Регулярно работайте со своими детьми, не исключая выходные и каникулярные дни.

2.​ Пополняйте словарь ребёнка новыми словами, объясняя их значение и помогая правильно использовать их в речи. Для этого, читая вместе книги, просматривая телепередачи, наблюдая за жизнью города, природы, полно и точно отвечайте на детские вопросы, а если ребёнок молчит, сами задавайте ему вопросы и объясняйте сложные слова.

3.​ Не переутомляйте ваших детей. Умственная нагрузка должна сочетаться с физической. Задания вашим детям нужно давать не все целиком, а небольшими порциями; инструкции должны быть подробными, уточняющими и направляющими.

4.​ Общайтесь с детьми в доброжелательной обстановке, подбадривайте и поддерживайте их.

5.​ Развивайте воображение детей, учите фантазировать, создавать из частей предмета новый предмет, придумывать новые названия привычным предметам.

6.​ Обращайте внимание на развитие мыслительных операций: дети должны точно анализировать увиденное и услышанное, создавать из частей целое, должны уметь сравнивать предметы и понятия, находить общее, различное, выделять главное.

7.​ По мере необходимости обращайтесь за консультацией к врачам-специалистам, психологу, дефектологу. Поддерживайте тесную связь с классным руководителем.

 

5 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

1.​ Не рассматривайте школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показывать своего огорчения и недовольства; помните: ваша главная задача – помочь ребёнку, поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче

2.​ Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребёнком

3.​ Ваша главная помощь – поддерживать его уверенность в своих силах, постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачу

4.​ Работайте только на “положительном подкреплении”. При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже маленький, успех подчеркните

5.​ Детям со школьными трудностями необходим размеренный и чёткий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит соблюдать режим дня им совсем непросто. Если ребёнок с трудом встаёт, не дёргайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз – лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Очень важен полный отдых в воскресенье и особенно в течение каникул.

Методика неоконченных предложений

МОЙ РЕБЁНОК

  1. Когда он родился, то …
  2. Самым интересным в первые годы жизни было …
  3. О здоровье его я могу сказать следующее: …
  4. Когда встал вопрос о подготовке к школе, мы …
  5. Отношение его к школе было …
  6. В первые годы он учился в основном …
  7. Ему нравились больше такие предметы, как …
  8. Отношения с первой учительницей …
  9. Общаясь с одноклассниками, …
  10. Трудности в обучении связаны с …
  11. Я бы хотела, чтобы педагоги обратили внимание на …

Если Ваш ребёнок левша

Большая часть человечества - праворукие, и только 5-12% из всех являются леворукими. Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие люди.

Однако, несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга, определяющей «ведущую руку», но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Многочисленные исследования особенностей и отличий левшей и правшей, к сожалению, не дают ясного и четкого представления о том, чем отличаются левша и правша по организации высших психических функций. Нет однозначных данных, кто способнее, у кого выше интеллект, для кого характерно творческое мышление, кто более конкретный, а кто абстрактный, кто эмоциональнее и музыкальнее. Как показывает опыт, левши, как и правши, могут быть самыми разными. Есть гениальные левши и гениальные правши. Это еще раз подтверждает, что леворукость- индивидуальный вариант нормы.

Насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения, может быть причиной не только школьных трудностей, но и нарушений психического здоровья ребенка. При переучивании леворукого ребенка угнетаются функции правого полушария, что может привести к нарушению не только речевых функций, но и зрительно-пространственных способностей. При этом страдают зрительно-двигательная координация, умение анализировать пространственные соотношения объектов, ослабляются внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности. Такой ребенок чувствует неловкость, неуверенность в своих силах, тревожность, беспокойство. Ему непонятно, отчего он испытывает страх, обиду. Ребенок остро переживает неудачи, когда он старается и ждет поддержки, а в ответ – нетерпение и недовольство.

Адаптация леворуких детей к школе проходит сложнее, длительнее. Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Для правильной позы при письме необходимо: - сидеть прямо; - опираться спиной на спинку стула; - не касаться грудью стола; - ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку; - туловище, голову, плечи держать ровно; - обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Работа с тетрадью

Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа.

 

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

  1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. 2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой. Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно.

Советы родителям леворуких детей:

- никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости; - следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка; - не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом - переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья; - леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим; - успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

 

свернуть

Советы дефектолога

Советы дефектолога

Пальчиковые игры для развития речи ребёнка

В чем заключается влияние пальцев на развитие речи?  Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.  Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.  Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.  Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться родителями в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.  Пассивная пальчиковая гимнастика Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можно сказать ребёнку , что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз.

Активная пальчиковая гимнастика

  1. «Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони.
  2. «Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы. 
  3. «Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
  4. «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу 
  5. Похлопывания кистями рук по столу поочередно и одновременно. 
  6.  Имитация игры на пианино. 
  7. «Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев. 
  8. «Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами. 
  9. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.

 

свернуть

Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения)

Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения)

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания. Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак. Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

  1. "Рожицы". Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.
  2. Щелканье языком с широко открытым ртом. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.
  3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке. Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту.
  4. Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.
  5. Повтори.

Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков. Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки. Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.

Скороговорки для занятий:

Утром, присев на пригорке, Учат сороки скороговорки. Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз. Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Шел Егор через двор С топором чинить забор.

Как у нас семья большая Да веселая: Два у лавки стоят, Два учиться хотят, Два Степана у сметаны Объедаются, Две Дашки у кашки Питаются, Две Ульки в люльке, Одна Маша не наша, Да и та хороша.

Братья сеяли пшеницу, Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Вот телеграмма от гиппопотама.

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

По вторникам над мостовой Летал воздушный шар пустой. У храпуна - хоромы дома. Храпит храпун в своих хоромах.

В океане плыл диван. А на нем лежал Иван. Так приятно в океане Плавать, Лежа на диване. Вероника, Вероника, Вареников навари-ка. Варе и Валерику - по паре вареников. А Толе и Боре И того поболе!

Дорог Алику рогалик, Алле дал рогалик Алик, Галя Алика ругала - А рогалик ела Алла.

Дали Маше сыворотку из-под простокваши.

Сшит колпак, связан колпак, Да не по-колпаковски.

  1. Жираф и мышонок.

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения. Ход игры: Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький"). Потом ребенок идет и одновременно произносит: Наш жираф пошел домой Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, У мышонка - маленький. (Повторить 6-8 раз.)

    7. Игра "Лиса-Патрикеевна".

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около-ротовой мускулатуры в покое. Материал: доска ("мостик") или широкая лента, маленькие сушки или печенье. Ход игры: "Мостик"-доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье

  1. Игра "Веселый попугайчик".

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания. Ход игры: Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: "Ты - веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен". Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги: а) одинаковые - ра-ра-ра; б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра; в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

  1. Игра "Водичка".

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С. Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей. Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.

  1. Игра "Капитаны".

Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ. Материал: таз с водой и бумажные кораблики. Ход игры: На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П. Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном "ветре" двигается плавно и уверенно плывет к цели. "Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту. Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки!

  1. Игра "Отбойный молоток".

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании. Ход игры: Ведущий говорит: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д. Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.

  1. Игра "Часики".

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании. Ход игры: Ведущий говорит: "У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная - побыстрее, а секундная - бежит очень быстро. Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот". Дети делают упражнения по команде: "Как часовая стрелка - медленнее; как минутная - быстрее; как секундная - еще быстрее". Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

свернуть