Школа будущего первоклассника

ЗАЧЕМ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА ШКОЛА БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ?

   Поступление в школу – важный и ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки детей к школе, в нашем учебном заведении организуются занятия для будущих  первоклассников «Хочу  всё  знать!», которые помогут детям на новом этапе жизни.

   Школа будущего первоклассника предназначена, прежде всего, для адаптации детей к  обучению  в  школе. Качественная подготовка к школе заключается  не  в  умении  читать,  писать  и  считать,  а  во  множестве психологических  аспектов:  умении  общаться  в  коллективе,  развитии усидчивости, концентрации внимания.

   Наши занятия позволяют определить готовность дошкольника к обучению в начальной школе, увидеть «слабые звенья»  в развитии детей и спрогнозировать возможные школьные трудности. Дети, посещающие    подобные   занятия, успешнее   адаптируются   в   школе, психологически  подготовлены  к  началу  обучения, что  позволяет  им  в дальнейшем  успешно  овладевать  школьной  программой.

   Цель занятий - создание условий для формирования готовности к обучению будущих первоклассников в школе, развитие  их  интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые в будущем обеспечат успешность   адаптации  первоклассника,  его   достижения  в   учебе   и положительное отношение к школе.

     Задачи занятий:

  • Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;  
  • Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.                                                                              
  • Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе; навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других.

 

Принципы  работы  при   подготовке  детей  к обучению:

  • учет  индивидуальных  особенностей  и возможностей  детей;
  • системность  и  плановость; 
  • уважение  к ребенку, к процессу  и результатам  его  деятельности  в сочетании  с разумной  требовательностью;
  • занимательность, непринужденность, игровой  характер учебного  процесса ;
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • наглядность.
свернуть

Подготовка к школе. Советы психолога

Чаще всего родители задаются вопросом: «Как подготовить ребенка к школе?», когда до первого школьного звонка остается совсем мало времени, этот подход является ошибочным и зачастую наиболее неэффективным. Как лучше поступить родителям будущих первоклассников? Какие ошибки чаще всего совершаются при подготовке детей к школе? Как действовать наверняка, развивая нужные для учёбы качества? Как не перестараться и психологически верно подготовить ребенка? И, наконец, каким минимумом знаний должен обладать ребенок, перешагивая порог первого класса.

Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе, заключается в преодолении детским организмом основных видов стрессов:

• иммунологического
• социально-психологического
• учебного

Как правило, первые два вида стрессов более-менее успешно решаются всеми детьми во время посещения детского сада.
Как подготовить ребенка к школе, чтобы ему было проще справиться с социально-психологическим стрессом? Рекомендуем обучение ребенка следующим навыками:

• Знание основ этикета.
• Умение общаться со сверстниками, договариваться с ними, играть общими игрушками, обмениваться личными вещами, адекватно реагировать на их желания, отличные от собственных.
• Выстраивание отношений с «чужим» взрослым, выполнение его требований.
• Умение адекватно проявлять свои эмоции.
• Мотивация к учебе, как способу познания нового, интересного.
• Верная самооценка. Один из сложнейших пунктов социокультурного восприятия ребенком самого себя. Важно ознакомить ребенка с понятиями «успехи», «достижения», «неудачи». Объяснить ему, что все это лишь нормальные составляющие учебного процесса, как, собственно, самой жизни. Вам, родителям, нужно адекватно оценивать поступки ребенка – хвалить, когда есть за что, расстраиваться из-за глупой шалости, но вместе с ребенком искать выход, исправлять ситуацию. Важно оценивать именно поступки, а не самого ребенка! Плохо, что ребенок разбил вазу, потому что заигрался, потерял бдительность, но нельзя говорить, что ребенок плохой или «вечно все портит».
Обычно социально-психологические умения начинают зарождаться у детей на стадии детсадовской подготовки, а завершаются (на уровне поступления в школу, конечно) чаще всего около 5-6 лет. Если ребенок не посещает детский сад, то родителям следует уделить этому пункту особое внимание, правильно социокультурно подготовить ребенка, насытив общением с другими детьми на детских площадках, в развивающих центрах, специализированных курсах или спортивных секциях. Обязательным является минимум участия родителей при разгорающемся детском конфликте. Можно потом обсудить с ребенком все подробности произошедшего, однако, во время детских споров нужно предоставить ребенку возможность разобраться с ситуацией самостоятельно.
Если родители успешно решат поставленные задачи, смогут правильно подготовить ребенка со стороны физического и психологического здоровья во время первого года обучения ему останется решить только собственно учебный стресс. Для любого ребенка непросто усидеть на месте 45 минут, делать все по команде, успевать смотреть, слушать, записывать, выполнять задания учителя.

Подготовительные курсы в школе

С психологической точки зрения посещение ребенком подготовительных курсов будет ему полезно для знакомства с:

• учителем, который станет важным взрослым на период начальной школы;
• зданием школы, научит ориентироваться в нем;
• школьными правилами – тянуть руку, не выкрикивать с места, отвечать, когда попросит учитель, спокойно отдыхать во время перемен, выполнять домашние задания.
• ребенку проще проникнуться школьной атмосферой, когда он не резко сменил детсадовскую группу на новых детей в классе или вовсе не оказался впервые в столь огромном детском коллективе – пусть адаптация происходит постепенно, еженедельно 2-3 раза по 1-1,5 часа.

Детям, которые не посещали детский сад, подготовительные курсы в школу помогут преодолеть иммунологический и социально-психологический стрессы при минимуме образовательных потерь.

Как подготовить ребенка к школе – необходимые умения первоклассника

Большинство детей успешно осваивают необходимый набор мыслительно-речевых умений при совмещении подготовительных курсов и домашней помощи родителей. При поступлении детей в школу приветствуются следующие навыки:

• знание своего полного имени, а также ФИО членов семьи;
• знание своего адреса проживания;
• умение пользоваться часами со стрелками и электронным циферблатом;
• свободное владение названиями дней недели, месяцев, времен года;
• умение ребенком составить грамотный рассказ о самом себе, а так же по серии сюжетных картинок, например, как прошел его сегодняшний день: встал, когда зазвенел будильник, его стрелки показывали столько-то, на завтрак ел кашу, пил чай, затем гулял с мамой и т.д.;
• способность ребенка запомнить не менее 5 слов из 10, не спеша, произнесенных взрослым друг за другом;
• употребление в речи предлогов;
• умение различать цвета и оттенки;
• правильное название геометрических фигур;
• умение прочитать несколько предложений;
• счёт до 10 и обратно;
• умение сконцентрироваться на однотипной деятельности около получаса;
• способность перерисовывать простые рисунки;
• проведение логических операций (исключение лишнего, обобщение по общему признаку).

Программа подготовки ребенка к школе – как родителям помочь?

Роль родителей велика на любом этапе жизни их ребенка. Как подготовить ребенка к школе тем родителям, которые понимают важность их помощи, но не имеют специального образования? Сегодня существует множество программ, направляющих усердия родителей по правильному пути так, чтобы подготовить ребенка увлекательно, эффективно, обучить необходимым навыкам, создать предпосылки учебной мотивации.
Какое бы конкретное пособие вы ни выбрали, родительская программа подготовки ребенка к школе должна включать следующие мыслительно-речевые направления:

• развитие грамотной речи;
• тренировка внимания;
• развитие воображения;
• подготовка для чтения, письма, счёта;
• тренировка памяти;
• развитие школьной мотивации.

Развитие речи:

Разговаривать с ребенком, обязательно задавать ему вопросы, терпеливо ждать ответ.
Просить ребенка составлять рассказ по наборам сюжетных картинок, о событиях сегодняшнего дня, например, рассказать папе/маме как прошла прогулка с бабушкой/другим взрослым. Уточняйте подробности, просите больше описаний, наблюдений.
Важно постоянно пополнять лексический запас ребёнка, даже сложными словами. Обязательно тренируйтесь на скороговорках.
Внутри семьи старайтесь говорить медленно, грамотно, четко проговаривая слова.

Развитию памяти и внимания способствуют:

Пересказ знакомого рассказа или сказки.
Заучивание стихотворений.
Восприятие информации через слух путем прослушивания аудиокниг, песен, иностранной речи (особенно, если ребенок билингвальный).
Повторение некоторой последовательности действий, показанной взрослым (а, может, другим ребенком), например, медленная последовательность движений какого-то танца.
Поиск отличий в похожих картинках.

Чтобы подготовить воображение ребенка для школьного обучения предлагаем следующее:

Любые виды творческой деятельности – рисование, лепка, аппликации.
Придумывание историй, разыгрывание спектаклей с участием кукол, мягких игрушек или специально сделанных взрослым персонажей, изготовленных из подручных средств.
Решение задач, где требуется дорисовать недостающую часть рисунка.

Для развития логики, мышления, проведения логических операций можно предложить:

Решать головоломки. Можно подобрать специальные игры типа «Пятнашек» или «Кубик-рубика» или детские альманахи, включающие загадки, ребусы, головоломки, шарады, кроссворды.
Использовать простейшие логические игры на анализ и/или сравнение предметов при помощи специальных пособий или воссозданных взрослым игровых ситуаций.
Подвижные игры: «Съедобное-несъедобное», «Казаки-разбойники», различные квесты.

Чтобы подготовить ребенка для чтения, письма и счета нужно:

Практиковать совместное взросло-детское чтение.
Считать бытовые предметы, деньги при посещении магазинов, аптек, банков.
Разучивать буквы алфавита, учиться обводить их по трафарету, а затем писать самостоятельно.
Побуждать ребенка сосчитать или прочитать что-то.

Для мотивации ребенка к учебе важно, чтобы получение новых знаний было для него обычным, интересным, увлекательным делом. Поэтому:

Обязательно отвечайте на вопросы ребенка, нельзя «отмахиваться» от него. Честно скажите, если не знаете ответ на его вопрос. Предложите вместе попозже заглянуть в энциклопедию или интернет.
Полюбите подвижные, логические или просто забавные совместные игры.
При выезде за город, зарисовывайте пейзажи, деревья или животных.
Изучайте географию: мировые столицы, традиции, обычаи, кухню. Если вы много путешествуете – ребенку будет вдвойне интересно.
Привлекайте ребенка к будничным делам: приготовлению еды, составлению списка необходимых покупок (можно только его личных), посещению супермаркетов.
Родители должны помочь ребенку правильно подготовить домашнее задание, которое задал учитель подготовительных курсов. Важно:

• выбрать одно тоже время для выполнения заданий;

• посвятить это время всецело ребенку без смешения занятий с другими делами;

• набраться терпения, чтобы снова и снова объяснять, рассказывать, придумывать.

Все эти моменты способны подготовить ребенка для созревания главного школьного качества – необходимости сделать то, что нужно, а не только то, что хочется. Поскольку предлагаемые ребенку ситуации изначально больше воспринимаются им как игра, вызывают живой интерес, то возникновение этой важной для обучения черты происходит безболезненно. Результативность дошкольной подготовки зависит также от индивидуальных особенностей ребенка, систематичности игр-занятий, включенности родителей в процесс. Важно заранее выработать определенную внутрисемейную стратегию по тому, как подготовить ребенка к школе и подстраиваться под его интересы, а остальное – дело времени и терпения. Не забывайте о том, что ни смотря на то, что Вы стремитесь подготовить ребенка к школе, максимально раскрыть его потенциальные возможности, прежде всего он - ребенок! Не следует чрезмерно перегружать его заданиями, выполнение основной части заданий должна осуществлять в игровой форме, чтобы максимально стимулировать деятельность ребенка при освоение новых для него знаний. Удачи, Вам, уважаемые родители!

свернуть