Экспериментальный проект «Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования»

О проекте

О ПРОЕКТЕ "ДРУЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА"

Научный руководитель: Музыченко Алла Викторовна, заведующий кафедрой психологии  образования и развития личности Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент

e-mail: muzychenko10@mail.ru

Сроки реализации инновационного проекта: 2023 – 2025 гг.

Цель экспериментальной деятельности: определение воспитательного потенциала и профилактической эффективности модели дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования, направленной на профилактику и коррекцию насилия среди обучающихся.

Задачи эксперимента как последовательные этапы в достижении цели:

  1. предварительный этап: уточнить программу эксперимента, организацию на экспериментальных площадках в учреждениях общего среднего образования, презентовать модель создания дружественной и поддерживающей среды, проинформировать о тенденциях и последствиях насилия и буллинга, познакомить с ролевым распределением участников эксперимента, согласовать программу проведения исследования ситуации насилия и буллинга в каждом учреждении общего среднего образования, являющимся экспериментальной площадкой;
  2. ориентационный этапвведение участников образовательного процесса в экспериментальную ситуацию: организовать изучение ситуации насилия и буллинга в каждом классе посредством психодиагностических методик, бесед, наблюдений; проинформировать о полученных результатах на собрании трудового коллектива и (избирательно) на родительском собрании; определить состав инициативной группы и плана взаимовыгодного сотрудничества; согласовать программу взаимодействия;
  3. этап подготовки участников экспериментальных команд школ: провести организаторами эксперимента (совместно с ментором и педагогом-психологом) семинары и тренинговые занятия для учителей и старшеклассников-волонтеров учреждения образования; провести классным руководителям классные часы по теме насилия в школьной среде;
  4. этап создания системы противодействия насилию в учреждениях образования: при участии ментора и педагога-психолога обучение членов трудового коллектива системе наблюдения, ведению почты доверия, распределению обязанностей в рабочих группах, включению проблематики системы защит от насилия в школьной среде в воспитательные задачи уроков; классным руководителям и педагогом-психологом  проведение курса из шести тематических занятий; реализовать составленный инициативными группами план мероприятий по обеспечению системы защиты обучающихся от насилия и буллинга (помощь в выявлении фактов насилия, участие в действенной поддержке обучающегося, находящегося в сложной жизненной ситуации,  привлечение (по необходимости) смежных специалистов и т.п.);
  5. этап создания внутришкольных систем дружественной и поддерживающей среды: установить взаимовыгодное сотрудничество и внутриинституциональную коммуникацию классов и педагогических работников с представителями местного сообщества по профилактике насилия в среде учреждения образования, развитию позитивной социальной направленности личности, создать открытую поддерживающую среду;
  6. этап мотивирования обучающихся к обращению за помощью: откорректировать систему правил по упреждению насилия в среде учреждения образования на основе анализа эффективности проводимой работы всеми участниками образовательного процесса; организовать сбор и анализ инициативными группами учреждений образования обращений за помощью в ситуациях потенциального и актуального насилия среди обучающихся;
  7. этап создания системы дифференцированной помощи обучающимся: обеспечить систему практических мер по оказанию помощи детям, ставшим жертвами жестокого обращения, а также детям, которые совершали насилие, для смягчения негативных последствий насильственного поведения и развития позитивной социальной направленности личности; проанализировать систему экспериментальной работы субъектов образовательного процесса; проанализировать необходимые условия трансформации учреждения образования в психологически безопасное место, оценить эффективность реализации мер по предупреждению в нем насилия, развитию позитивной направленности личности во взаимодействии; обобщить информацию о динамике диагностических показателей;
  8. этап обеспечения психологической безопасности в учреждениях образования: проанализировать необходимые условия трансформации учреждения образования в психологически безопасное место и дать оценку эффективности реализации мер по предупреждению в нем насилия, развитию позитивной направленности личности во взаимодействии; обобщить информацию о динамике диагностических показателей;
  9. этап разработки методических рекомендаций: определить перспективы развития модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования; подготовить научно-методические рекомендации по реализации модели создания поддерживающей дружественной среды в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь. Создать корпус научно-методических документов как условия распространения экспериментального опыта в школах Беларуси.

Сквозные задачи экспериментальной деятельности:

  • анализ динамики ежегодных показателей насилия и буллинга в экспериментальных учреждениях общего среднего образования и контрольных группах, измерение уровня сформированности ценностного отношения к другому человеку, определение качественного состояния дружеских отношений обучающихся, учет инициатив субъектов образовательной среды, взаимодействий с представителями местных сообществ;
  • анализ организационного и психолого-педагогического опыта экспериментального обеспечения: оценка эффективности используемых методик, технологий (управленческих и психолого-педагогических), рефлексии деятельности педагогических работников, их методических разработок по профилактике насилия и буллинга, формированию ценностного отношения к другому человеку, развитию дружеских отношений обучающихся;
  • анализ продуктов деятельности экспериментальных групп: качественно-количественный анализ ценностей и правил в каждом классе, действий на основе согласованных правил и ориентации на восстановление ценности другого (на основе дневников педагогических работников, рефлексии их деятельности, бесед с обучающимися и их мини-сочинений);
  • сопоставление результатов ежегодного психодиагностического обследования обучающихся с применением методик изучения насилия и буллинга, межличностных отношений в классе, уровня академической успеваемости, черт личности и нравственного развития;
  • выявление региональной социокультурной специфики и мониторинг ее динамики в отношении проявлений насилия и буллинга, в ценностном отношении к другому человеку, развитии дружеских отношений обучающихся;
  • выявление особенностей в проявлениях насилия и буллинга, а также сравнительный анализ данных о ценностном отношении к другому человеку, развитии дружеских отношений обучающихся в учреждениях с кадетскими классами и других экспериментальных группах;
  • анализ типичных трудностей в реализации модели создания поддерживающей дружественной среды: качественно-количественный анализ типичных трудностей в реализации модели у субъектов образовательного процесса, включая менторов и педагогов-психологов; анализ частных случаев и эффективности оказанной поддержки агрессорам и жертвам насилия.

Программа адаптации модели дружественной и поддерживающей среды, разработанной в Институте психологии БГПУ, к условиям учреждений общего среднего образования Республики Беларусь конкретизируется в следующих задачах:

образовательная задача: осознание остроты и значимости проблемы насилия в учреждении образования, негативных последствий насилия для жизнедеятельности его субъектов;

воспитательная задача: формирование у субъектов образования ценностных ориентаций в межличностном взаимодействии, базирующихся на уважении достоинства, свободы и прав другого человека (ориентиром выступает ценностное отношение к Другому);

развивающая задача: развитие способности к ретрансляции в образовании и за его пределами ряда ключевых ненасильственных установок (интерес к личности Другого, эмпатия, рефлексивность), а также социальных навыков дружественного взаимодействия и партнерства в межличностных отношениях (умение договариваться, конструктивно разрешать конфликты).

Шаги реализации программы на 2023-2025 уч.годы

Шаг 1. Информирование участников образовательного процесса о проблеме насилия.

Шаг 2. Определение элементов защиты личности обучающегося.

Шаг 3. Создание системы защиты личности обучающегося в учреждении образования.

Шаг 4. Расширение возможностей поддерживающей среды.

Шаг 5. Мотивирование обучающихся к обращению за помощью.

Шаг 6. Создание системы дифференцированной помощи обучающимся.

Шаг 7. Обеспечение психологической безопасности в учреждении образования.

Базы экспериментальной деятельности

ГУО «Гимназия № 4 г. Минска» Фрунзенского района

ГУО «Средняя школа № 125 г. Минска» Фрунзенского района

ГУО «Гимназия № 14 г. Минска» Заводского района

ГУО «Гимназия № 146 г. Минска» Московского района

ГУО «Средняя школа № 9 г. Минска» Московского района

ГУО «Средняя школа № 66 г. Минска» Советского района

ГУО «Средняя школа № 70 г. Минска Л.Н. Гуртьева» Первомайского района

ГУО «Средняя школа № 84 г. Минска» Первомайского района

ГУО «Средняя школа № 45 г. Минска» Первомайского района ГУО «Средняя школа № 45 г. Минска» Первомайского района

ГУО «Средняя школа № 197 г. Минска» Первомайского района

ГУО «Боровлянская средняя школа №2» Минского района Минской области

ГУО «Средняя школа № 1 г. Любани Минской области

ГУО «Средняя школа № 2 г. Солигорска» Минской области

ГУО «Порослянская средняя школа» Пружанского района Брестской области

ГУО «Средняя школа № 3 г. Иваново» Брестской области

ГУО «Средняя школа № 16 г. Барановичи» Брестской области

ГУО «Средняя школа № 1 г. Пружаны имени Краснознамённого белорусского военного округа» Брестской области

ГУО «Средняя школа № 72 г. Гомеля»

ГУО «Средняя школа № 3 г. Гомеля имени Д.Н. Пенязькова»

ГУО «Гомельское кадетское училище»

ГУО «Озерщинская средняя школа №1» Речицкого района Гомельской области

ГУО «Средняя школа № 14 г. Мозыря» Гомельской области

ГУО «Средняя школа № 35 имени Н.А. Волкова г. Гродно»

ГУО «Средняя школа № 4 г. Лиды» Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 8 г. Волковыска с польским языком обучения» Гродненской области

ГУО «Гимназия № 1 г. Витебска имени Ж.И.Алфёрова»

ГУО «Средняя школа № 18 г. Могилёва»

ГУО «Средняя школа № 1 г. Горки» Могилёвской области

ГУО «Техтинская средняя школа Белыничского района» Могилёвской области

ГУО «Черневская средняя школа» Могилёвской области

ГУО «Средняя школа № 14 имени Е.М. Фомина г. Бреста»

ГУО «Средняя школа № 2 г. Жабинки» Брестской области

ГУО «Средняя школа № 2 г. Каменца» Брестской области

ГУО «Средняя школа № 6 г. Кобрина» Брестской области

ГУО «Средняя школа № 3 г. Пружаны» Брестской области

ГУО «Средняя школа №44 имени Н.А. Лебедева г. Гомеля»

ГУО «Лоевская районная гимназия» Гомельской области

ГУО «Средняя школа № 6 имени С.В. Сыча г. Речицы» Гомельской области

ГУО «Средняя школа № 4 г. Светлогорска» Гомельской области

ГУО «Гимназия № 8 г. Жлобина» Гомельской области

ГУО «Средняя школа № 12 г. Гомеля»

ГУО «Гимназия № 14 г. Гомеля»

ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска»

Ожидаемые результаты:

в теоретическом плане

а) психолого-педагогическая концептуализация феномена насилия в школьной среде в условиях современной социокультурной ситуации Республики Беларусь;

б) создание структурно-функциональной модели адаптации модели дружественной и поддерживающей среды к условиям деятельности учреждений общего среднего образования;

в) разработка методологии, модификация и адаптация методик предупреждения и коррекции условий возникновения насилия среди обучающихся в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь.

в практическом плане:

а) создание системы мониторинга ситуации насилия среди обучающихся в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь;

б) подготовка группы специалистов (педагогов-психологов, педагогов социальных и других педагогических работников), компетентных в области изучения, профилактики и коррекции проявлений насилия среди обучающихся, а также создания дружественной поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования;

в) разработка корпуса научно-методической и нормативной документации (регулирующей взаимодействие с учреждения общего среднего образования с местным сообществом) по работе с ситуациями насилия среди обучающихся для организаторов деятельности в области изучения, профилактики и коррекции проявлений насилия, а также создания дружественной поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь.

 

свернуть

Реализация проекта

Экспериментальная деятельность

Наше учреждение образования на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2023 № 411 принимает участие в экспериментальной деятельности по апробации модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования.

 Автором экспериментального проекта "Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования" является Музыченко Алла Викторовна - заведующий кафедрой психологии института психологии учреждения образования "Белорусский государственный университет имени М.Танка", кандидат психологических наук, доцент.

 

Из истории создания проекта «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования»

 

Белорусская модель является результатом научно-исследовательской работы по адаптации хорватской модели «Безопасная и поддерживающая среда в школах», проведенной БГПУ в партнерстве с представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) при содействии Министерства образования Республики Беларусь. Модель положительно зарекомендовала себя в странах Европы: в школах, где она была внедрена, количество фактов буллинга сократилось в два раза.

Белорусская модель направлена на предотвращение буллинга, психологического и физического насилия среди участников образовательного процесса.

Продвижение модели состоит из семи шагов и будет способствовать формированию ценностей взаимного уважения у учеников школ и установлению системы мониторинга за их соблюдением; включению в процесс профилактики насилия родителей, учителей, представителей местных органов власти.

Конечным результатом реализации модели является создание необходимых условий для обеспечения в учреждениях образования комфортных психологических условий для всех участников образовательного процесса. Успешная реализация всех шагов программы позволит получить статус «дружественной школы».

 

  1. Предварительный, ознакомительный этап (апрель 2023 – май 2023)

Встреча с ментором, в рамках которой прошла презентация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждении образования

06.04.2023 руководство и педагоги школы приняли участие во встрече с ментором Илюкович Татьяной Петровной, педагогом-психологом ГУО «Социально-педагогический центр Московского района г. Минска» по проекту «Дружественная и поддерживающая среда».

 

Организационно-методическая работа по реализации проекта

 

  • Создана инициативная группа из педагогических работников и учащихся школы, проведено ознакомление с распределением позиций участников проектной работы

В рамках проекта «Дружественная и поддерживающая среда» была создана инициативная группа, которая включает в себя директора школы, заместителя директора по учебной работе, заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-психологов, педагогов социальных, педагогов-организаторов, волонтеров.

  • Ознакомление с планированием проведения исследований ситуаций насилия и буллинга в каждом конкретном классе.

 

В рамках проекта «Дружественная и поддерживающая среда» классные руководители были ознакомлены с планированием проведения исследований ситуаций насилия и буллинга в каждом конкретном классе.

3)Посещение Республиканского семинара «Об оказании психологической помощи участникам образовательного процесса»

 

03.05.2023 педагог-психолог Сергуц Инна Дмитриевна и педагог социальный Богукалец Жанна Евгеньевна приняли участие в Республиканском семинаре «Об оказании психологической помощи участниками образовательного процесса» (6 секция) «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования».

 4)Проведение родительских собраний

 

16.05.2023 в ГУО «Средняя школа №14 имени Е.М. Фомина г.Бреста» прошло родительское собрание с законными представителями учащихся 6-х классов, на котором освещались актуальные вопросы и промежуточные результаты экспериментального проекта. Среди выступающих были: представитель УЗ «БОПНД» - врач-психиатр Шелкович Е.В., старший участковый инспектор ИДН Московского РУВД г.Бреста, майор милиции Мачинский А.В.

5) Проведение заседания активистов проекта

 

20.05.2023 педагог-психолог Сергуц И.Д. встретилась с активистами проекта для обсуждения мероприятий, которые будут проводиться в летний период. Встреча прошла весело и неформально.  Ребята высказывали свои творческие предложения.

 

 «Проблема проявления жестокости среди сверстников»

Дети проявляют жестокость по отношению к другим по ряду причин: иногда детям не хватает зрелости или навыков для мирного разрешения конфликтов, поэтому они ссорятся, обзываются или дерутся, есть и другие причины. Правда в том, что агрессивное поведение часто встречается в детстве потому, что дети не знают, как поступить лучше. Они находятся в процессе овладения социальными навыками и делают свои первые шаги во взаимодействии с другими людьми. Этим шагам и навыкам нужно обучать, так как их отсутствие подвергает детей риску. Есть дети, которые реагируют агрессивно (они кричат, бьют или причиняют вред другим) в ответ на малейшее чувство опасности. Ни одна из этих форм поведения не является желательной, и каждая из них требует особого вида поддержки, чтобы помочь детям развиваться и взрослеть. Некоторые дети, особенно мальчики, склонны самоутверждаться, используя силу, физическое мастерство и власть. Как только они устанавливают неформальную иерархию, они придерживаются ее в своих взаимоотношениях.

Одно из главных различий между агрессивным поведением и буллингом заключается в том, что дети, которые совершают буллинг, делают это с целью унизить (установить отношения доминирования) и при этом сохраняют здравомыслие и контроль над своими действиями. В то время как, дети, склонные к агрессивному поведению, часто эмоционально не уравновешены и не контролируют свое поведение.

Под буллингом понимаются ситуации, когда кому-то более слабому и малообщительному причиняют намеренный (и неоднократный) вред без какой-либо причины. Дети, которые страдают от буллинга, не могут оказать сопротивление этому насилию. Обычно буллинг начинается с того, что ребенок, склонный к нему, находит «мишень» среди детей, которые не могут постоять за себя и которым некому помочь. Это продолжается, если дети-буллеры не испытывают особой эмпатии (сочувствия) к ребенку (или детям), которым причиняют боль (что не редкость), или если им нравится причинять боль и, если никто их не останавливает.

Каким образом совершается буллинг:

  • Дети могут подвергаться физическим издевательствам: их могут толкать, бить и/или причинять физическую боль.
  • Дети могут получать постоянные угрозы.
  • Личные вещи детей (мобильный телефон, карманные деньги, обед) могут быть украдены или повреждены.
  • Дети могут подвергаться вербальным издевательствам: обзыванию или насмешкам.
  • Ребенка исключают из определенных видов деятельности без особой причины, распространяют ложные слухи о нем.

Типичные заблуждения взрослых, не понимающих сути буллинга:

  • справляйся сам, не ябедничай;
  • родители не должны вмешиваться, дабы не вырастить маменькиного сыночка или дочку, прячущуюся за мамину юбку;
  • постарайся заслужить симпатию, попробуй подружиться с обидчиками;
  • договорись с обидчиком;
  • игнорируй действия буллера;
  • ищи причину в себе;
  • научись давать отпор.

Возможно, данные советы хороши, если речь идёт об обычном конфликте. При буллинге эти рекомендации не только не помогают, но ухудшают ситуацию. Буллинг обычно происходит вне контроля взрослых, и дети часто не решаются рассказать об этом. Но реагировать необходимо на каждый случай жестокого обращения, независимо от его причины или типа. Буллинг происходит и в присутствии детей, которые занимают роль свидетелей. Свидетели обычно просто стоят и смотрят. Буллеры понимают такое поведение, как тихое одобрение. Свидетели редко вмешиваются или возражают, но иногда свидетели подбадривают буллеров одобрительными возгласами или аплодисментами, или даже присоединяются к буллингу (например, смеясь над жертвой буллинга). Еще реже свидетели сообщают о происходящем учителю или другому взрослому. Если бы свидетели не поддерживали насилие, то большинство случаев насилия были бы прекращены. Хотя в некоторых случаях может быть рискованно для ребенка вмешиваться. Родители могут научить детей, когда и каким образом вмешиваться в ситуации насилия, чтобы это было безопасно. Очень важно разоблачать буллинг. Родителям следует поощрять своих детей рассказывать о происходящем учителю, классному руководителю или любому другому взрослому в школе, которому они доверяют. Такой подход сократит буллинг и, в конечном итоге, обеспечить безопасную и благоприятную среду в учреждении образования.

Вопросы для обсуждения: Что непосредственно зависит от нас? В какой мере, мы родители, можем противостоять внешкольным негативным влияниям? Что бы Вы предложили для обеспечения безопасной и дружественной среды в школе?

Насилие в школьной среде «Миф и реальность» Упражнение направлено на активизацию дискуссии о насилии в школьной среде, стимуляцию самостоятельного мышления родителей при обсуждении мифов и реальности, затрагивающих буллинг.

 

Инструкция: Ведущий (классный руководитель) предлагает родителям суждения о мифах и реальности насилия в школьной среде. Родителям необходимо высказать свое мнение о мифе и реальности. Необходимо дать возможность высказаться всем родителям. Ведущий (классный руководитель) подводит итог, аргументируя реальность. Миф Реальность 1. «Дети сами разберутся». Во-первых, взрослые показывают пример, как относиться к насилию, каждый участник делает свои выводы и это остается для них уроком на будущее. Во-вторых, ситуация может перейти границы, дети «заигрываются», проблема может стать бесконтрольной и далеко зайти. В-третьих, равнодушием взрослый поддерживает насилие. В конце концов, взрослый наделен большей ответственностью по сравнению с детьми, во многих отношениях – не только юридической, но и моральной.

  1. «Когда ребенок сам решает свои проблемы, становится только сильнее духом». Зачастую дети не обладают достаточным опытом и знаниями, как грамотно вести себя в трудной ситуации. «Не умеющий плавать может и тонуть». Взрослая поддержка может быть вполне грамотной и уместной.
  2. «Вызывать беспокойство у взрослых должны только факты физического насилия». Систематическое оскорбление, словесная травля ребенка могут иметь значительные последствия для физического и психоэмоционального самочувствия ребенка.
  3. «Буллинг в детской среде – это ерунда по сравнению со взрослыми проблемами». Насилие в школьном классе может иметь серьезные психологические и физические
  4. «Обидчиками становятся только дети-хулиганы и те, кто не умеет мирно общаться с детьми».

Обидчиком может стать как один человек, так и группа детей, как отличники и активисты, так и неуспевающие по учебе, одинокие и озлобленные дети.

  1. «Причина буллинга обусловлена лишь неблагоприятной обстановкой школы».

Насилие может поддерживаться многими факторами: характер обидчика или обиженного, равнодушие взрослых по отношению к насилию, даже конфликтные взаимоотношения между родителями.

  1. «Причина буллинга заключается лишь в проблемах семей».

На самом деле, как и в предыдущем случае, играет большую роль многофакторность влияния на развитие насилия. Например, как показывает практика, жертвой буллинга может стать ребенок из семьи с гармоничными внутрисемейными отношениями.

 

Признаки, указывающие, что ваш ребенок подвергается буллингу (травле):

  1. Ребенок в ранее нехарактерной для него мере становиться замкнутым. Отзывчивый и энергичный ребенок резко становится скрытным, трудно идущим на контакт.
  2. Поведение ребенка меняется.

-        Снижается успеваемость, теряется интерес к занятиям;

-        Ребенок не хочет идти в школу или кружок;

-        Внезапная потеря друзей или избегание социальных контактов;

-        Постоянное чувство беспомощности или снижение самооценки;

-        Саморазрушительное поведение, побеги из дома, самоповреждения или разговоры о суициде.

  1. Резкая перемена характера. Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно угрюмого недотрогу. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного ребенка. Частые, без видимых причин перепады настроения.
  2. Расстройства сна или пищевого поведения. Ребенок уже неделю (и есть подозрение, что одной такой неделей дело не ограничится) видит во сне кошмары, плачет, не может заснуть или же потерял аппетит, или, напротив, очень много ест.
  3. Необъяснимые травмы, синяки, порезы.
  4. Порванная одеждаили   испорченные  книги, сломанные гаджеты, ювелирные изделия или какие-либо другие личные вещи.

Признаки, указывающие, что ваш ребенок издевается над другими детьми:

  1. Ведет себя агрессивно, часто вступает в конфликты и драки.
  2. Частые замечания, касающиеся негативного поведения. Частые вызовы к руководству школы (к директору, завучу).
  3. Дружит с детьми, которые запугивают других.
  4. Не принимает ответственность за свое поведение. Обвиняет других в их проблемах.
  5. Чрезмерно беспокоится о своей репутации или популярности.
  6. Имеет вещи, которые вы ему не покупали. Наличие денег у ребенка, которых вы ему не давали.

Информация для ведущего (классного руководителя): Родителям ребенка- обидчика необходимо объяснить, что следует отказаться от попыток силой и угрозами добиться прекращения насильственных действий со стороны ребенка. Перед взрослым стоит задача помочь ребенку проанализировать его поступки, вместе с ним понять настоящие причины такого поведения для изменений в дальнейшем. Стоит деликатно обратить внимание родителей на стиль воспитания ребенка.

Важно помнить о том, может ли ребенок попросить извинения и помириться. Важно поддерживать контакт с сотрудниками школы. Для решения проблем поведения ребенка может понадобиться обращение и в другие организации за получением комплексной помощи.

2)  Инструктивно-методическое совещание с классными руководителями

Классным руководителям совместно с педагогом-психологом определена задача изучения ситуации насилия и буллинга в каждом классе посредством психодиагностических методик, беседы, наблюдения.

3)       Проведение анкеты «Отношения со сверстниками» для детей по изучению буллинга

Опросник определяет:

  1. Учащихся, которые проявляют психологическую, физическую или вербальную агрессию с целью нанесения вреда жертве, запугать ее или стрессировать.
  2. Учащихся, которые систематически и неоднократно подвергались преследованиям, высмеиванию, издевательствам или насилию со стороны сверстников.
  3. Учащихся подросткового возраста, которые способны приносить пользу другим людям, при этом, не имея пользы и выгоды для себя.

Анализ ответов позволяет выявить индивидуальные или групповые формы буллинга, определить причины участия в буллинговых действиях, оценить предрасположенности опрашиваемых к просоциальному поведению.

4) Информирование о результатах проведенного анкетирования, бесед, наблюдения родителей посредством проведения родительского собрания

 

5) Заседание педагогического совета «Дружественная и поддерживающая среда в учреждении образования» проведен под руководством заместителя директора по ВР Головко А.Г.

 План проведения:

  1. «Профилактика буллинга в подростковой среде» - Сергуц И.Д., педагог-психолог.
  2. «Кибербуллинг» - Сахарчук И.В., педагог-психолог.
  3. «Закон и ответственность» - Богукалец Ж.Е., педагог социальный.
  4. «Работа с волонтерами-равниками в учреждении образования».                                        Баран О.А., классный руководитель 7 «Г» класса.
  5. «Особенности межличностной коммуникации у обучающихся 5-ых классов в период адаптации к обучению на II ступени учреждений общего среднего образования», Шестак И.Г., учитель белорусского языка и литературы, руководитель МО классных руководителей.

 

 

свернуть

Мероприятия в рамках проекта

Вместе против буллинга»

(март)

В рамках реализации проекта "Дружественная и поддерживающая среда" учащиеся 7-х классов подготовили презентацию "Мой любимый класс". Ребята представили фотоколлаж из жизни класса, где они участвуют в различных школьных мероприятиях.

 

Практическое занятие "Золотые правила нашего класса" в 7 «А» классе. Занятию предшествовало домашнее индивидуальное задание, когда каждый должен был подготовить 3 правила , которые, по его мнению, должны стать обязательными для всех учеников 7а. Затем творческая группа обрабатывала правила, исключая повторы, стилистически обрабатывала предложения учащихся. Следующим этапом будет совместное обсуждение и презентация "Золотых правил класса ".

20.03.2024 в 7 "Д" прошёл час вопросов и ответов "Дружба. Умеем ли мы дружить?"

Ребята обсуждали проблемную ситуацию "Как выбрать друга?, оценивали проблемные ситуации, подбирали пословицы, познакомились с такими понятиями, как "знакомый", "приятель", "товарищ", "друг", вывели главный закон дружбы: "Хочешь иметь друга, будь другом сам".

  


(февраль)

В 6 «Б» классе было проведено мероприятие "Как научиться дружить"? Мероприятие было направлено на сплочение коллектива и повышение самооценки детей. Дети получили карточки с ребусами, под музыку они должны расшифровать их и объяснить.

С 15-20 февраля в нашей школе был проведен Конкурс рисунков "Мой дружный класс" среди учащихся 6-х классов. 

Ребята изобразили на рисунках памятные моменты школьной жизни, своих друзей-одноклассников. В каждой работе есть своя неповторимость, чувствуется любовь и гордость за свой класс.

 


(январь)

В 7 «Г» классе была проведена ролевая игра "Пути и способы разрешения конфликтов". 

Тема конфликтов в школе всегда актуальна. Ребята учатся выстраивать взаимоотношения с одноклассниками, отстаивать свое мнение и защищать свои интересы. Были поставлены следующие задачи:

- научить детей анализировать конфликтные ситуации и выявлять причины их возникновения;

- обучить ребят умению и навыкам конструктивного выхода из конфликтов.

После проведения игры, ребятами были сформированы правила разрешения конфликтов и создания дружественной атмосферы в классе. Дети получили помощь в решении значимых для них проблем:

 

В 6 «Г» прошел тренинг на релаксацию

«Профилактика стрессов»:

  

В январе месяце в нашей школе прошли Благотворительные акции «Чудеса на Рождество», «Наши дети», «Лапы добра», «От все души» и акция «Покорми птиц зимой», где как обучающиеся школы, так и дети – участники проекта с радостью включились в работу и в участие.

 


(декабрь)

В рамках реализации экспериментального проекта "Дружественная и поддерживающая среда" был проведен конкурс плакатов "В нашей школе нет места буллингу". Такие мероприятия формируют добрые взаимоотношения между детьми, развивают стремление быть терпимыми в обществе, воспитывают уважение к одноклассникам.

 

Мероприятие - "Чудо на Рождество". Для сплочения класса и улучшения дружеских отношений в 5 «Г», 5 «Е», 6 «Е» ,7 «Г» провели игру "Тайный Санта". Ребята заранее готовили подарки друг другу. Говорили добрые пожелания и вручали подарок. В завершении праздника дети ответили на вопрос "Что лучше: дарить или получать подарки". Все согласились, что дарить другому подарок приятнее, чем получать. Учащиеся сделали вывод: все, что мы делаем окружающим нас, друзьям, одноклассникам - к нам возвращается вдвойне.

 


(октябрь-ноябрь)

В рамках реализации экспериментального проекта "Дружественная и поддерживающая среда", учащейся-волонтером из Объединения по интересам "Равный равному" Двининой Полиной, обучающейся 10 «В» был проведен урок доверия в 6 "Б" на тему "Цени доверие других".

Мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъеме. Успех достигнут благодаря высокому уровню познавательного интереса учащихся к данной теме, активности и сплоченности класса.

Был проведен классный час в 6 «Б» студенткой «Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка» Козловой Анной была проведена лекция и игра-тренинг по теме «Буллинг в школе и какова моя ответственность за мое поведение»:

 

Педагогом-психологом была проведена беседа для старшеклассников-волонтёров учреждения образования.

  

Выступление психолога и медсестры из центра дружественного вместе «НовыЯ» перед обучающимися и законными представителями.

  

свернуть