Кабинет учителя-дефектолога

Зайцева Ирина Николаевна

Зайцева Ирина Николаевна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

свернуть

График работы

ГРАФИК РАБОТЫ

учителя-дефектолога Зайцевой И.Н.

на второе полугодие 2023/2024 уч. г.

(ПКПП, ИНТЕГРАЦИЯ)

 

 

День недели

 

Время

Понедельник

7.45-9.00, 11.05-16.10

 Перерыв для отдыха и питания: 12.55-13.25

Вторник

7.45-9.55, 12.05-17.00

Перерыв для отдыха и питания: 12.55-13.25

Среда

7.45-9.55, 11.05-16.10

Перерыв для отдыха и питания: 12.55-13.25

Четверг

7.45-9.55, 11.05-15.10

Перерыв для отдыха и питания: 12.55-13.25

Пятница

9.40-17.00

Перерыв для отдыха и питания: 13.55-14.20

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ – первый понедельник месяца: 16.00-17.00, каб. 99

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР

Этап

учебного

занятия

Рекомендации

1.

Опрос

  •   Создавать атмосферу доброжелательности;
  • увеличивать время подготовки у доски, задавать наводящие вопросы, давать примерный план ответа;
  • разрешать пользоваться наглядностью, дополнительными материалами;
  • предоставлять примерный план ответа;
  • поощрять малейшие успехи (похвала подбадривание);
  • анализировать и систематизировать ошибки учащихся, концентрировать внимание на их устранении.

2.

Изложе-ние нового материала

  • Поддерживать интерес к теме через использование различных методов объяснения;
  • часто обращаться с вопросами для проверки степени понимания основных элементов излагаемого материала;
  • привлекать детей в качестве помощников;
  • привлекать детей к высказываниям, организовывать атмосферу диалога;
  • приучать детей задавать вопросы, если они испытывают затруднения в усвоении нового;
  • многократное повторение.

3.

Самос-тоятель-ная работа на учебном занятии

  • Делить сложные задания на этапы;
  • задавать аналогичные задания;
  • планировать деятельность (составление плана самостоятельно или по образцу, работа по готовому плану);
  • отмечать положительные моменты;
  • инструктировать об алгоритмах действий, использовать карточки с планом действий;
  • обязательная проверка (в т.ч. самопроверка, взаимопроверка);
  • стимулировать самостоятельные действия;
  • дифференцированные задания;
  • предупреждать возможные затруднения;
  • стимулировать постановку вопросов учителю при затруднениях.

4.

Выпол-нение д/з

  • Подробно объяснять, как выполнять д/з;
  • дифференциация объёма и помощи;
  • проверка всех домашних заданий, регулярный опрос;
  • исключать перегрузку.

5.

Стиму-лирование учебной деятель-ности (на всех этапах учебного занятия)

  • Поощрение;
  • создание ситуации успеха (подбор заданий, адекватных способностям детей, ситуации личного выбора);
  • эмоциональный комфорт, доброжелательность;
  • вера в способности любого учащегося (оптимистический прогноз).

 

 

свернуть

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

  1. Жужжащее чтение

При выполнении любого письменного задания ребенок должен проговаривать каждую букву, буквально бубнить себе под нос все, что он пишет. Причем проговаривание должно быть орфографическим, то есть слово корова так и произносим: КО-РО-ВА, а не [карова], как мы это делаем в обычной речи.

  1. Экспериментируйте со способом письма

Непривычные письменные принадлежности, например, чернильная ручка с пером, магнитные буквы, краски и т. д., помогают ребенку с нарушением письма лучше сосредоточиться на процессе письма. Рекомендуется завести ручки и карандаши треугольной формы с ребристой или шероховатой поверхностью. В результате и количество ошибок постепенно уменьшится.

  1. Переписывайте классику

Ежедневно просите ребенка переписать один-два абзаца из любой книжки, написанной русскоязычным писателем. Во-первых, ребенок тренирует навыки грамотного письма, усваивает облик слов, развивается внимательность. Во-вторых, порядок построения предложения, правила согласования слов в падеже, роде, числе, употребление предлогов откладываются в его памяти сами собой. Отдайте предпочтение рассказам Паустовского, Носова, Бианки, Драгунского. Перед началом занятия убедитесь, что в тексте нет сложных оборотов, чересчур длинных предложений, малопонятных диалектных или устаревших слов.

  1. Поиграйте в корректора

Вам потребуется как можно более скучный текст (можно взять любые документы или инструкцию, главное, чтобы содержание не увлекло ребенка), набранный крупным шрифтом. Сначала выберите букву, которая хорошо знакома ребенку и не вызывает затруднений. Допустим, это буква О. Первое задание: найти все буквы О и зачеркнуть их. Постепенно задачу следует усложнять: нужно отыскать схожие буквы, написание которых вызывает проблемы, например, Б и В. Важно: ребенок должен именно не читать, а искать буквы по их облику.

  1. В поисках пропавших букв

Текст для этого задания, наоборот, должен быть очень увлекательным. Вы можете взять отрывок из любых детских произведений. Подготовьте два варианта: исходный текст, набранный крупным шрифтом, и тренировочный, где в каждом слове этого же текста будут сделаны пробелы. Задача ребенка – восстановить пропущенные буквы, ориентируясь сначала на исходник, а потом уже без подсказок. Начинать тоже можно с букв, которые хорошо знакомы школьнику.

  1. Работайте над почерком

При стабильных занятиях исправление почерка занимает около месяца. Вам потребуется тетрадь в клеточку. Каждый день ребенок должен переписывать туда по несколько коротких предложений. Главное условие – все линии должны находиться в пределах клетки. Тщательно следите за процессом и не скупитесь на похвалу, даже если сегодня удалось написать хорошо только одно-два слова.

  1. Лабиринт

Это задание направлено на улучшение работы моторных и речевых центров. Приготовьте головоломки-лабиринты или точечные рисунки. Их можно скачать из Интернета или купить готовый сборник в любом киоске. Задача ребенка – провести линию по всем ходам лабиринта или от точки к точке, не отрывая пальца или карандаша и не переворачивая лист.

  1. Собираем предложения

Задание помогает усвоить порядок и согласование слов. Ребенку нужно составить предложение из имеющегося набора слов (они уже стоят в нужной грамматической форме) и записать его в правильном порядке. Упражнение можно сделать более интересным, записав слова на карточках и перемешав их на столе.

  1. Волшебные буквы

Упражнение довольно сложное, но эффективное. Подберите несколько слов, таких, чтобы при замене одной буквы получалось бы новое слово. Задание ребенку: нужно заменить одну букву так, чтобы слово, отвечающее на вопрос «что», стало бы отвечать на вопрос «кто». Например, бок – бык, леса – лиса, коса – коза.

  1. Ох уж эти предлоги!

 Подготовьте отрывки из разных текстов, желательно, хорошо знакомых.

  • Задание первое: переписать текст, подчеркивая предлоги.
  • Задание второе: переписать текст, заменяя предлоги на противоположные по смыслу. Например, идти в школу – уйти из школы, кот на столе – кот под столом.
  • Задание третье: вставить в текст предлоги, подходящие по форме: во сне – в одежде, с полки – со стола и т.д.
  • Задание четвертое: вставить на место пропусков нужные предлоги из списка. Важно: следите, чтобы ребенок все переписывал в тетрадь.

Не забывайте, самые главные условия грамотной коррекции: регулярные занятия в благоприятной обстановке, а также терпение, терпение и еще раз терпение.

 

свернуть

Кинезиологические упражнения

Кинезиологические  упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, что помогает улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

 

КОМПЛЕКС КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

  1. Колечко

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  1. Кулак—ребро—ладонь

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

  1. Лезгинка

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

  1. Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

  1. Ухо — нос

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук  наоборот.

  1. Уголек на ладони

Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой. Затем подбрасывать два шара двумя руками одновременно.

 

свернуть

Как развивать мелкую моторику руки ребёнка.

 

Как развивать мелкую моторику руки ребёнка.

• Нанизывание бусинок на нитку.

• Шнуровка.

• Рисование карандашами, красками.

• Разминать пальцами тесто, глину,         пластилин,         мять поролоновые шарики, губку.

• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

• Работа с ножницами - вырезывание различных по форме и величине деталей.

• Застегивание и расстёгивание пуговиц, кнопок и крючков.

• Нетрадиционные способы рисования (мелкой петелькой, штрихом).

• Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук.

Комплекс 1 гимнастический.

•        Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочерёдно выполнять каждой рукой.

•        Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний,   указательный,   большой,   мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.

•        Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочерёдно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.

•        Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочерёдно каждой рукой, затем обеими. Можно сопровождать движения известной присказкой: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».

•        Дайте ребёнку два небольших шарика или два грецких ореха. Попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую стороны. А теперь пусть ребёнок попробует их перекатывать пальцами      одной      руки,      вращая      то       в       одну,       то       в другую сторону.

•        Называйте любое число от 1 до 10, ребёнок  в это время должен быстро выбрасывать соответствующее количество пальцев.

•        Свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно.

•        Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой поочерёдно.

 

Комплекс № 2

Игры для развития тонкой моторики пальцев рук.

Пальчиковые упражнения.

«Колечки»

Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний и т.д.

Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке: вначале — каждой рукой отдельно; затем - вместе.

«Змейки»

Представь, что пальцы рук - это маленькие змейки. Они могут двигаться: извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз.

Необходимо проделывать упражнение для каждого пальчика отдельно.

«Поклон пальчиками»

Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца.

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем - другой.

«Карандаши»

Положить на стол 10-15 карандашей, затем собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Так же, по одному, выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем — другой.

«Пальчики здороваются» (соприкосновение подушечек пальцев)

-         пальцы правой руки с большим пальцем правой руки,

-         пальцы левой руки с большим пальцем левой руки,

-         то же одновременно двумя руками.

-         пальцы правой руки с соответствующими пальцами левой.

«Ножницы» (разведение пальцев в стороны)

-         правой, затем левой руки,

-         обеих рук одновременно,

-         соединив ладони вместе.

«Гребешок»

Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая её так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.

Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой - и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

«Кошка выпускает коготки»

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

«Быстрое вращение»

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, всё

быстрее и быстрее.

«Лесенка»

Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки - готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки - ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый - ещё две ступеньки готовы.

Кончики всех пальцев поочерёдно ложатся друг на друга, мизинцы - последние. Вот и построена лесенка.

«Замок»

На двери висит замок (пальцы рак переплетаются, сцепляясь в замок). Кто открыть его бы смог?

Потянули,       (локти      расходятся      в       стороны,      пальцы       остаются переплетёнными).

Покружили,   (кисти   рук   крутятся   в   разные   стороны,   не   расцепляя пальцев). Постучали (постукивают друг о друга основания ладоней).

И открыли! (пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны).

 

 

свернуть

Жлобич Мария Александровна

РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Оказание  помощи  учащимся  с ОПФР  осуществляет:

Жлобич Мария Александровна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА  в нашем  учреждении  направлена на исправление дефектов речи;компенсацию и коррекцию имеющихся недостатков в развитии детей  со сниженной  познавательной  активностью, нарушениями эмоционально-волевой сферы  и  недостаточной  сформированностью  основных психических процессов, таких как:  восприятие, внимание, память, мышление.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:     

  • диагностическое
  • коррекционно-развивающее;
  • консультативное;
  • социально-педагогическое;
  • методическое;
  •  информационно-аналитическое.

 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Работа проводится в форме коррекционных занятий.                                                    

Консультации  проводятся как для специалистов  школы, так и для родителей.

Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в школе, а в семье. Поэтому одни занятия учителя-дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.

свернуть

График работы

График работы

учителя-дефектолога Жлобич М.А.

на I-ое полугодие 2023/2024 учебного года

Дни недели

Время работы

Перерыв для отдыха  питания

Пн.

8.00 - 16.00

9.10-10.00; 11.40-12.10

Вт.

8.00 - 16.00

9.20-10.00; 11.40-.12.00

Ср.

9.30-17.00

11.40-12.10

Чт.

9.30-17.00

12.45-13.25

Пт.

8.30-15.00

9.20-9.50; 13.00-14.00

 

График проведения консультаций: каждый первый понедельник месяца

 с 16.00-17.00

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

1.​ Регулярно работайте со своими детьми, не исключая выходные и каникулярные дни.

2.​ Пополняйте словарь ребёнка новыми словами, объясняя их значение и помогая правильно использовать их в речи. Для этого, читая вместе книги, просматривая телепередачи, наблюдая за жизнью города, природы, полно и точно отвечайте на детские вопросы, а если ребёнок молчит, сами задавайте ему вопросы и объясняйте сложные слова.

3.​ Не переутомляйте ваших детей. Умственная нагрузка должна сочетаться с физической. Задания вашим детям нужно давать не все целиком, а небольшими порциями; инструкции должны быть подробными, уточняющими и направляющими.

4.​ Общайтесь с детьми в доброжелательной обстановке, подбадривайте и поддерживайте их.

5.​ Развивайте воображение детей, учите фантазировать, создавать из частей предмета новый предмет, придумывать новые названия привычным предметам.

6.​ Обращайте внимание на развитие мыслительных операций: дети должны точно анализировать увиденное и услышанное, создавать из частей целое, должны уметь сравнивать предметы и понятия, находить общее, различное, выделять главное.

7.​ По мере необходимости обращайтесь за консультацией к врачам-специалистам, психологу, дефектологу. Поддерживайте тесную связь с классным руководителем.

 

5 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

1.​ Не рассматривайте школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показывать своего огорчения и недовольства; помните: ваша главная задача – помочь ребёнку, поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче

2.​ Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребёнком

3.​ Ваша главная помощь – поддерживать его уверенность в своих силах, постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачу

4.​ Работайте только на “положительном подкреплении”. При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже маленький, успех подчеркните

5.​ Детям со школьными трудностями необходим размеренный и чёткий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит соблюдать режим дня им совсем непросто. Если ребёнок с трудом встаёт, не дёргайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз – лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Очень важен полный отдых в воскресенье и особенно в течение каникул.

Методика неоконченных предложений

МОЙ РЕБЁНОК

  1. Когда он родился, то …
  2. Самым интересным в первые годы жизни было …
  3. О здоровье его я могу сказать следующее: …
  4. Когда встал вопрос о подготовке к школе, мы …
  5. Отношение его к школе было …
  6. В первые годы он учился в основном …
  7. Ему нравились больше такие предметы, как …
  8. Отношения с первой учительницей …
  9. Общаясь с одноклассниками, …
  10. Трудности в обучении связаны с …
  11. Я бы хотела, чтобы педагоги обратили внимание на …

Если Ваш ребёнок левша

Большая часть человечества - праворукие, и только 5-12% из всех являются леворукими. Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие люди.

Однако, несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга, определяющей «ведущую руку», но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Многочисленные исследования особенностей и отличий левшей и правшей, к сожалению, не дают ясного и четкого представления о том, чем отличаются левша и правша по организации высших психических функций. Нет однозначных данных, кто способнее, у кого выше интеллект, для кого характерно творческое мышление, кто более конкретный, а кто абстрактный, кто эмоциональнее и музыкальнее. Как показывает опыт, левши, как и правши, могут быть самыми разными. Есть гениальные левши и гениальные правши. Это еще раз подтверждает, что леворукость- индивидуальный вариант нормы.

Насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения, может быть причиной не только школьных трудностей, но и нарушений психического здоровья ребенка. При переучивании леворукого ребенка угнетаются функции правого полушария, что может привести к нарушению не только речевых функций, но и зрительно-пространственных способностей. При этом страдают зрительно-двигательная координация, умение анализировать пространственные соотношения объектов, ослабляются внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности. Такой ребенок чувствует неловкость, неуверенность в своих силах, тревожность, беспокойство. Ему непонятно, отчего он испытывает страх, обиду. Ребенок остро переживает неудачи, когда он старается и ждет поддержки, а в ответ – нетерпение и недовольство.

Адаптация леворуких детей к школе проходит сложнее, длительнее. Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Для правильной позы при письме необходимо: - сидеть прямо; - опираться спиной на спинку стула; - не касаться грудью стола; - ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку; - туловище, голову, плечи держать ровно; - обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Работа с тетрадью

Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа.

 

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

  1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. 2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой. Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно.

Советы родителям леворуких детей:

- никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости; - следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка; - не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом - переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья; - леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим; - успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

 

свернуть

Советы дефектолога

Советы дефектолога

Пальчиковые игры для развития речи ребёнка

В чем заключается влияние пальцев на развитие речи?  Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.  Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.  Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.  Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться родителями в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.  Пассивная пальчиковая гимнастика Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можно сказать ребёнку , что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз.

Активная пальчиковая гимнастика

  1. «Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони.
  2. «Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы. 
  3. «Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
  4. «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу 
  5. Похлопывания кистями рук по столу поочередно и одновременно. 
  6.  Имитация игры на пианино. 
  7. «Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев. 
  8. «Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами. 
  9. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.

 

свернуть

Фотогалерея

Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения)

Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения)

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания. Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак. Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

  1. "Рожицы". Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.
  2. Щелканье языком с широко открытым ртом. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.
  3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке. Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту.
  4. Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.
  5. Повтори.

Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков. Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки. Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.

Скороговорки для занятий:

Утром, присев на пригорке, Учат сороки скороговорки. Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз. Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Шел Егор через двор С топором чинить забор.

Как у нас семья большая Да веселая: Два у лавки стоят, Два учиться хотят, Два Степана у сметаны Объедаются, Две Дашки у кашки Питаются, Две Ульки в люльке, Одна Маша не наша, Да и та хороша.

Братья сеяли пшеницу, Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Вот телеграмма от гиппопотама.

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

По вторникам над мостовой Летал воздушный шар пустой. У храпуна - хоромы дома. Храпит храпун в своих хоромах.

В океане плыл диван. А на нем лежал Иван. Так приятно в океане Плавать, Лежа на диване. Вероника, Вероника, Вареников навари-ка. Варе и Валерику - по паре вареников. А Толе и Боре И того поболе!

Дорог Алику рогалик, Алле дал рогалик Алик, Галя Алика ругала - А рогалик ела Алла.

Дали Маше сыворотку из-под простокваши.

Сшит колпак, связан колпак, Да не по-колпаковски.

  1. Жираф и мышонок.

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения. Ход игры: Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький"). Потом ребенок идет и одновременно произносит: Наш жираф пошел домой Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, У мышонка - маленький. (Повторить 6-8 раз.)

    7. Игра "Лиса-Патрикеевна".

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около-ротовой мускулатуры в покое. Материал: доска ("мостик") или широкая лента, маленькие сушки или печенье. Ход игры: "Мостик"-доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье

  1. Игра "Веселый попугайчик".

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания. Ход игры: Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: "Ты - веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен". Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги: а) одинаковые - ра-ра-ра; б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра; в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

  1. Игра "Водичка".

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С. Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей. Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.

  1. Игра "Капитаны".

Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ. Материал: таз с водой и бумажные кораблики. Ход игры: На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П. Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном "ветре" двигается плавно и уверенно плывет к цели. "Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту. Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки!

  1. Игра "Отбойный молоток".

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании. Ход игры: Ведущий говорит: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д. Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.

  1. Игра "Часики".

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании. Ход игры: Ведущий говорит: "У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная - побыстрее, а секундная - бежит очень быстро. Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот". Дети делают упражнения по команде: "Как часовая стрелка - медленнее; как минутная - быстрее; как секундная - еще быстрее". Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

свернуть

Каратай Ирина Николаевна

Каратай Ирина Николаевна, учитель-дефектолог первой квалификационной категории

свернуть

График работы

ГРАФИК РАБОТЫ

учителя-дефектолога Каратай И.Н.

День недели

Время работы

Перерыв для отдыха и питания

Понедельник

8.55- 13.30

11.00-11.35

Вторник

8.00- 11.00

11.00-12.00(обучение на дому)

12.30-13.30

 

12.00-12.30

Среда

8.00- 12.35

11.00-11.35

Четверг

8.00- 12.35

11.00-11.35

Пятница

8.00- 13.30

10.00-10.30

 

Консультация – первая среда месяца

свернуть

Использование дидактических игр при формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР

Использование дидактических игр при формировании

лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР

Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики, детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

Примеры дидактических игр.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов). Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку подобрать подходящие картинки и ответить наоборот:

Молодой человек – пожилой человек

Чистые руки – … грязные руки;

Веселая девочка – грустная девочка;

Большой мячик – маленький мячик;

Холодный чай – горячий чай.

 

Игра «Звуки перепутались»

Цель:  Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память. Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я в сливе … кофточку,

Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,

Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,

Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,

И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,

Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,

У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,

Лучше сяду я на … лень.

 

Игра "Один – много"

Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных и имен прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в родительном падеже. 

Упражнения

Мяч  Кукла -  Кубик -  Пирамидка –  Стол -  Стул –  Диван –  Шкаф -  Столик –  Стульчик –  Кроватка –  Диванчик -

мячи  куклы  кубики  пирамидки  столы  -  -  -  Столики  -  -  -

много мячей  много кукол  много кубиков  много пирамидок  много столов  -  -  -  много столиков  -  -  -

Игра "Назови ласково" 

Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно – ласкательных форм имен существительных и имен прилагательных. 

Упражнения

Яблоко  Груша  Слива  Лимон  Ананас

Добрый слон  Зубастый крокодил  Ленивый бегемот  Высокий жираф  Страшный лев

яблочко  грушечка  сливка  лимончик  ананасик

добренький слоник  зубастенький крокодильчик  ленивенький бегемотик  высокинький жирафик  страшненький львенок

Игра "Вершки и корешки"

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки).

Вершки 

 ---------------------

Капуста  Морковь  Баклажан  Свекла  Картофель  Кабачок  Помидор  Репа  Огурец  Редис

 

-----------------------Корешки

Игра "Съедобное – несъедобное" 

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Съедобный----------------------

Боровик  Поганка  Лисичка  Мухомор  Масленок  Рыжик  Сыроежка  Опенок

Несъедобный-----------              

 

Игра "Чье гнездо?", "Чьи перья?"

Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Гнездо грача – грачиное гнездо  Гнездо журавля -

Перо у гуся – гусиное  Перо у курицы -

Гнездо скворца –  Гнездо ласточки

Перо у утки –  Перо у индюка –

 

 

свернуть

Консультация для родителей на тему: «Автоматизация звуков в домашних условиях»

Консультация для родителей на тему:

«Автоматизация звуков в домашних условиях»

 

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

 

  1. Общие положения.

Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

 

  1. Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.

Автоматизация звука в слогах.

Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно).

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

 

  1. Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

«Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» - неживая, затем «ворону» - птица, потом «корову» - домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

 «Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее.  Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.

Самое полезное для ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.

свернуть

Советы и рекомендации. Если ребенок пишет с ошибками

Советы и рекомендации. Если ребенок пишет с ошибками

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а" , а "о".

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению . Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.                             Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.

 

свернуть

Каратай Ирина Николаевна

  • Должность: учитель-дефектолог
  • Категория: первая

Зайцева Ирина Николаевна

  • Должность: учитель-дефектолог
  • Категория: высшая

Жлобич Мария Александровна 

  • Должность: учитель-дефектолог
  • Категория: высшая